В седьмой раз прошел в Сочи международный бизнес-форум с загадочным, на первый взгляд, названием «Стратегическое партнерство 1520». Но вся загадочность улетучивается, когда узнаешь, что речь идет о так называемой «русской» железнодорожной колее. Ее размер 1520 мм был высочайше утвержден еще 175 лет назад, на заре российских железных дорог, и с тех пор не менялся. А сегодня по дорогам с «русской колеей» ходят поезда на доброй половине евразийского пространства. Можно сказать, что именно «русская колея» служит здесь мощной основой для интеграционных процессов.
«Железнодорожный Давос»
Так образно определил сочинский форум Сергей Караганов. Политический аналитик, приглашенный на берега Черного моря в качестве независимого директора форума вместе с недавно возглавившим
Но подобно знаменитому
Но вот на презентациях транспортных объектов в том числе и олимпийских этих милых товарищей было не видать. И то сказать: не за тем приезжали, чтобы месить цементную пыль под жарким южным солнцем на многочисленных сочинских стройплощадках. А между тем именно там можно было ощутить новый ритм нашей железной дороги, перестающей быть вещью в себе и все более открывающейся международному транспортному пространству.
«Из варяг в греки» XXI века
Все дискуссии на форуме вращались вокруг идеи
Все европейские участники форума смотрят на развитие железнодорожного транспорта с глобальных позиций. И при этом включают в свои схемы уже Россию и СНГ. Более того: железнодорожная система «пространства 1520» фактически является связующим звеном между важнейшими центрами глобальной экономики Евросоюзом
По приведенным В. Якуниным оценкам, до 2030 года совокупные инвестиционные потребности мировой транспортной инфраструктуры превысят$11 трлн. При этом почти половину этого объема:
Но если иметь в виду российские условия, то основой роста железнодорожной инфраструктуры может быть только государственный капитал. В. Якунин убежден:
Cегодня вопрос о приватизации значительного пакета акций РЖД неактуален. Иначе начисто ломается система взаимоотношений государства и железной дороги. При наличии миноритарных акционеров государство уже не сможет инвестировать в развитие РЖД такие значительные средства, потому что тогда это уже будет капитализация частных владельцев. И в этом случае мы уже не сможем реализовать масштабные проекты, подобные тем, что сегодня осуществляем в Сочи
Что и говорить: знаковое заявление или, как сейчас любят выражаться, «мессидж» особенно в преддверии объявленной второй волны российской приватизации. Подтверждение этого тезиса президента ОАО «РЖД» возводимые в Сочи и окрестностях курорта транспортные объекты. Масштабы каждого из них впечатляют. Будь то грандиозный вокзал в Адлере или совмещенная с автодорогой железнодорожная ветка в Красную Поляну, где рельсов отродясь не водилось, или многочисленные двухпутные вставки на известном прибрежном отрезке «Туапсе Адлер», заметно облегчившие здесь движение поездов. Все проекты здесь, на юге, реализуются с учетом открытости российского транспортного пространства.
Так что сегодня
Это масштабный проект.
Сказанное принципиально важно, поскольку техника уже давно позволяет развивать скорости свыше 100 км/час. А вот состояние пути, его рельеф все это, по оценке начальника СКЖД, нуждается в существенной доработке.
Ну и, конечно, специалисты СКЖД вместе с коллегами из других железных дорог России и СНГ сегодня ищут варианты решений, которые позволили бы им успешно работать в рамках единого транспортного пространства. К поиску подключились даже несговорчивые прибалты. И вот уже латвийский министр сообщения Айвис Ронис недвусмысленно заявляет о готовности его страны использовать уникальную ситуацию, в которой она находится: с одной стороны, правовое поле Евросоюза, с другой «русская колея» и «пространство 1520». Менять стандарты прибалтийские коллеги не только не намерены, но и ставят вопросы правового и тарифного регулирования перевозок, формирования единых норм работы железных дорог порой даже более настойчиво, чем их коллеги в России и странах СНГ.
А эстонец Сийм Каллас, являющийся еврокомиссаром по транспорту, убежден, что Евразийский транспортный коридор уже не просто существует, но и вполне конкурентоспособен. Иными словами, признает интегрирующую роль «пространства1520».
И говорит об ускорении прохождения границы. Что ж,