Или как покончить со «складами на колесах»?

На многих станциях Северо-Кавказской железной дороги сегодня образовались настоящие «склады на колесах». Здесь простаивает значительное количество груженых товарных вагонов и цистерн. Грузополучатели не могут своевременно их разгрузить. Ситуация серьезно беспокоит руководство дороги.

«Грузовая пробка» образовалась и на станциях, расположенных в пределах Ростовской области. Тому есть объективная причина — непростая ситуация на дороге, вызванная недавним наводнением в Крымске. В какой-то момент наряду с Крымской оказались заблокированными и ряд других станций, находящихся в пределах Краснодарского края. Среди них такая ключевая, как Новороссийск. Однако нельзя преуменьшать и роль субъективного фактора. Более того: на станциях Ростовского региона СКЖД именно он решающим образом влияет на ситуацию.

— Некоторые наши нерадивые партнеры по бизнесу длительное время не выгружают вагоны, — поясняет заместитель начальника СКЖД по Ростовскому региону Андрей Тарасенко.

В итоге сейчас на различных станциях в пределах Ростовской области простаивают 160 вагонов. Нечего и говорить о тех помехах, которые подобные «грузовые пробки» создают для движения составов. Ведь томятся на станциях груженые вагоны и цистерны порой более месяца… Сегодня железнодорожники начали прибегать к штрафным санкциям, видя в них способ призвать к порядку нерадивых клиентов-грузополучателей и таким образом побудить их ликвидировать свои «склады на колесах».

В Управлении дороги надеются, что решению этой задачи будет способствовать более активная позиция железнодорожников. В арсенале их средств воздействия на недобросовестных клиентов, кроме штрафов, есть и другие методы. Заместитель начальника дороги Андрей Тарасенко перечислил их:

— В ряде случаев в отношении клиентов мы вынуждены применить меры 43-й статьи Устава российских железных дорог. Согласно ей, дорога вправе взимать двойную плату за простой на путях станции. Будем применять, безусловно, и конвенционные запрещения. Хотя это крайняя мера, но мы вынуждены будем на нее пойти…

Последнее, говоря простым языком, — не что иное, как отказ не выполняющему своих обязательств клиенту в услугах по перевозке грузов. Мера неоднозначная, поскольку бьет также и по экономике дороги, теряющей в таком случае в объемах грузоперевозок. Однако куда сильнее те удары, которые наносятся ей сегодня со стороны не умеющих или не желающих организовать свою работу недобросовестных клиентов.

Говоря о санкциях, СКЖД не закрывает двери для совместного обсуждения ситуации. На дороге понимают, что наиболее эффективным может быть решение, выработанное совместно. Однако далеко не все мотивы, выдвигаемые клиентами, можно рассматривать серьезно. К примеру, один из партнеров дороги, чьи вагоны, по словам А. Тарасенко, простаивают месяцами, сетует на задержки на таможне. Однако дело вовсе не в таможенных преградах.

Сама технология работы этой компании такова, что, закупив товары на Украине для перепродажи у нас в стране, она готова месяцами ждать, пока не найдется покупатель, который и должен при покупке товара произвести его выгрузку. И все это время груженные товарами и прошедшие таможенную очистку вагоны простаивают на приграничных станциях. Двойная плата за простой компанию вполне устраивает. Так или иначе, а они ее потом заложат в цену товара…

На станциях Ростовского региона СКЖД скопилось 65 вагонов с грузами нефтеперерабатыващего завода. Его коммерческий директор ситуацию объясняет отсутствием нужного числа локомотивов: из-за погрузочно-разгрузочных работ на соседних станциях их не могут вовремя подать. Однако А. Тарасенко причину видит во внутренних проблемах предприятия, связанных с переработкой сырой нефти и выходом готовой продукции. Не успевают здесь справиться со всем прибывающим сырьем, не знают где его разместить. А в результате цистерны простаивают. Проблемы не возникло бы, если бы аппетиты предприятия соответствовали его производственным возможностям. Но для этого заводу надо по-иному строить отношения с поставщиками. Чего здесь не могут или не хотят. Впрочем, представитель предприятия пообещал разгружать по 16 вагонов в сутки, чтобы за четыре-пять дней покончить с проблемой.

Вышли железнодорожники на определенное джентльменское соглашение и с теми, кто кивает на таможню. На прямой вопрос заместителя начальника СКЖД, каким должен быть простой для того, чтобы дорога была морально вправе объявить конвенционное запрещение, представитель компании назвал срок в сутки — максимум двое.

— Все остальное — это единичные случаи…

Итак, как выясняется, важность проблемы понимается обеими сторонами. Что уже неплохо и является косвенным подтверждением результатов, которые начинает приносить активность железнодорожников. Сегодня многие партнеры СКЖД, что называется, прониклись проблемой — общей как для железной дороги, так и для ее клиентов, — и начали выгрузку еще до точки прибытия. Но, думается, их обещания покончить с «товарными пробками» в считанные дни звучат слишком уж оптимистически. Даже при полном взаимопонимании сторон на окончательную разгрузку дороги уйдет, по самым скромным подсчетам, не меньше месяца.