С 1 июля вступила в силу норма Федерального закона № 171, которая приравнивает пиво, а также напитки, изготавливаемые на его основе, к алкогольной продукции. Будут ограничены места и время продажи пива, накладывается запрет на рекламу в СМИ, вводятся новые условия декларирования.

И хотя говорят, что о законах не спорят, а исполняют, обсуждения мер по ограничению торговли пивоваренной продукцией не утихают. В конференц — зале филиала завода «Балтика — Ростов» по инициативе Батайского городского отделения организации «ОПОРА РОССИИ» состоялась встреча, на которой присутствовало руководство завода «Балтика-Ростов», ростовского филиала ЗАО «Москва-Эфес», малых частных пивоварен «Пирс» и «Добрый Эль», а также владельцы малых розничных предприятий Ростова, Батайска, Новошахтинска, Аксайского и Матвеево-Курганского районов Ростовской области. Речь шла о тех моментах, которые, по мнению участников обсуждения, не были учтены при подготовке закона.

К примеру, запрет на продажу пива крепостью до 5% в нестационарных торговых точках означает, что в небольших городах потребители будут лишены возможности приобретать пиво. Но ведь не секрет, что многие магазины в населенных пунктах выживают именно за счет продажи пивной продукции. А сейчас, в связи с принятием закона, они будут вынуждены закрываться. «Куда пойдут люди, которые будут лишены рабочих мест? Где покупать продукты, если магазины начнут повсеместно закрываться? Не начнет ли народ по старой привычке гнать самогон и покупать из-под полы суррогатный алкоголь?», — эти вопросы прозвучали в выступлении председателя Батайского отделения «ОПОРа РОССИИ» Виталия Макарова.

«Одними запретами здесь не обойтись. Мы выступаем за формирование культуры потребления, необходимо создать условия для этого и дать предпринимателям возможность создавать небольшие кафе», — выразил свое мнение директор по продажам в регионе Юг ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Сергей Толмачев.

Новое законодательство коснется не только непосредственно бизнеса в пивной отрасли, но и представителей смежных областей, таких, как сельское хозяйство. На площади около миллиона гектаров в нашей стране сеют ячмень, который впоследствии превращают в солод. И до тех пор, пока все «белые пятна» в новом законе не будут ликвидированы, пока участникам не будут разъяснены новые правила производства и реализации пива, представители сельскохозяйственного сектора сильно рискуют, засеивая такие большие территории ячменем.

До сих пор неясны смысл и цели начатой кампании по обязательному декларированию продаж пива, которая крайне плохо организована, проводится непрозрачно и ведет к ничем не обоснованным дополнительным затратам со стороны бизнеса.

Существуют в принятом законе и «лазейки». В перечне мест, где запрещено употреблять алкогольные напитки с содержанием этилового спирта менее 12%, слова «улица» нет, ни слова не сказано и о чердаках с подвалами. Если исходить из принципа «разрешено все, что не запрещено», получается, что мест для распития не убавилось. Так же обстоит дело и с киосками. Если они стоят на фундаменте, прочно связанным с землей, то это уже вроде как и не киоски, а стационарные объекты, в которых торговать пивом разрешено. Так что наш предприимчивый народ стал активно под киоски фундамент укладывать. Не очень понятно, какие же места считать «общественными». Пока не будет четкой расшифровки этого термина, любой представитель власти сможет по-своему трактовать словосочетание «общественное место».

Конечно, с началом действия новых ограничений сразу стало заметно, что с телевизионных экранов исчезли десятки знакомых персонажей — «толстяков», «белых медведей», «купцов». Вот только приведет ли все это к уменьшению потребления пива — неизвестно. После того, как длительное время ТВ активно приучало молодежь стройными рядами идти «за Клинским», вряд ли. Пожалуй, попытки полностью запретить рекламу можно отнести к числу наименее эффективных способов борьбы с употреблением алкоголя. Ведь запретный плод еще слаще…

В свое время мне довелось вместе с представителями завода «Балтика — Ростов» принимать участие в рейде «Пивной дозор». Мы проверяли факты продажи несовершеннолетним пива в торговых точках. Для этого просили проходящего мимо подростка (в возрасте 13-15 лет) зайти в магазин и попробовать купить пиво. Знаете, каков был результат? Из 10 попыток девять увенчались «успехом», никто из продавцов абсолютно не обращал внимания на возраст покупателя и спокойно отпускал «в одни руки» по 2-3 бутылки пива. Мало того, когда «Пивной дозор» пытался призвать к совести нерадивого продавца, на его защиту вставали покупатели. Мол, не надо приставать к человеку, надо же ему как-то выручку делать.

Так что, пока в нашем обществе не изменится уровень жизни и культура потребления алкоголя, запреты и ограничения мало что смогут сделать. И, похоже, нынешний спор вокруг поправок к закону «О регулировании оборота алкогольной продукции» — далеко не последний.