В последнее время в Интернете, в книжных магазинах появилось много литературы о том, как достичь своей цели, стать счастливым. Даже новая профессия появилась с непривычным для нашего уха названием: коуч. Чем он занимается и почему к нему обращаются за помощью — об этом мы беседуем с Натальей Сичкаревой, сертифицированным коучем и бизнес–тренером.

— Наталья, кто такой коуч?

 — У слова «коуч», в переводе с английского, несколько значений — тренер, наставник и…гужевая повозка. Хотя, я считаю, что буквальный перевод не отражает истинный смысл того, чем занимается коуч. Я бы сказала, что коуч — это партнер, помощник, вдохновитель. Он находится на равных со своим клиентом. Помогает ему прийти к цели и самостоятельно находить нужные решения.

— Как проходит коучинг?

— Схема действий в коучинге такова: допустим, у вас возникла проблема, и вы не знаете, какое решение принять. Коуч с помощью наводящих вопросов и бесед может буквально «привести» вас к верному решению. Причем верному именно для вас, потому что рассматривает не какую-то абстрактную ситуацию, а ваш случай. Коучинг развивает осознанность и ответственность, этот метод ориентирован не на проблему, а на решение. Важен еще один момент: коуч не дает никаких советов. Он — как верный спутник, который идет с вами вместе.

— Кто обычно обращается к вам за помощью?

— Разные клиенты. Часто это люди, которые подошли к так называемой «переходной черте» (обычно это происходит в возрасте 35-45лет), когда, казалось бы, многое достигнуто, есть успех и признание, а счастья почему-то нет. Приходят те, кто задается вопросом: «А чего я хочу на самом деле?»…

— Вам и вашим коллегам доверяют самое сокровенное — душевные метания и коммерческие тайны. А где гарантия того, что все это не выйдет «за рамки» беседы?

— Коуча чаще всего ищут по рекомендациям или уже знают его, например, по тренингам. Поэтому и доверяют спокойно, зная, что конфидициальность для коуча — обязательное правило, это — святое. Еще одно важное условие взаимодействия коуча с клиентом — их личностное совпадение. Диалога не получится, если у них разные жизненные ценности.

— Представим такую картину: в море вышел небольшой корабль, ему надо добраться из точки «А» в точку «Б». У капитана есть карты, компас, команда. Какая в этом случае стоит задача перед коучем?

— Задача одна — помочь капитану достичь цели. Ведь до конечной точки маршрута можно добраться разными путями: можно плыть кратчайшим путем, можно заходить в города и устраивать себе отдых, можно идти налегке или взять по пути на борт пассажиров. «Каким путем ты хочешь прийти к цели? Что необходимо для того, чтобы сделать это максимально комфортно? Как быстро ты хочешь достигнуть результата? Какую работу должна выполнять команда, чтобы этот результат был наиболее эффективным?» — эти вопросы и задает коуч капитану. Он помогает «разложить все по полочкам», двигаться вперед, обходя все рифы и мели. Когда мы знаем, что мы хотим, легче выстроить схему достижения цели, упорядочить мысли, освободиться от сомнений и ложных ценностей.

— Хорошо, с капитаном все понятно. Но ведь на корабле есть и команда. И у каждого — своя цель. Кто-то решил заработать денег, кому-то нравится путешествовать, а кто-то просто «плывет по течению», не очень–то и задумываясь о целях. Как в этом случае поступать капитану: просто отдавать приказы, или он тоже должен каждому задавать вопрос: «А что ты хочешь?».

— Конечно, опытный капитан знает подход к каждому члену своей команды и просто так на корабль людей не набирает. Понятно, что со штормом легче справится сплоченная команда. Но для того, чтобы команда стала такой, капитан должен знать, как наиболее эффективно использовать каждого из ее состава. Так же и на предприятии. Когда в беседе руководитель задает сотруднику вопросы: «Как ты хочешь добиться высокого результата в своей работе? Что тебе необходимо, чтобы цель была достигнута в кратчайший срок? Что ты сейчас для этого делаешь?» — тогда вырисовывается более четкая картина действий. И работа коллектива в этом случае более эффективна.

 — Кстати, у меня есть один знакомый руководитель, который на собеседовании всегда задает ключевой вопрос: «Что у тебя получается лучше всего?» Он обратил внимание: когда человек начинает говорить о том, в чем он успешен, сразу становится понятно, в какой сфере он может принести предприятию максимальный результат. Во многих западных компаниях, насколько я знаю, тоже применяют опыт периодического тестирования сотрудников. И вовремя проводят ротацию кадров, если видят, что цели и задачи меняются.

— Задавать вопросы всегда полезно. В системе коучинга существует множество методик, которые помогают выстроить систему ценностей, прийти к тому результату, который принесет удовлетворение человеку, позволит стать ему счастливым.

— А давайте сейчас устроим небольшой мастер-класс для наших читателей. Что для этого нужно?

— Нужно отвлечься ненадолго от дел, взять лист бумаги и ручку. Я бы рекомендовала записывать и вопросы, и ответы, потому что так легче потом провести анализ своих мыслей. Можно через какое-то время перечитать записи и провести корректировку действия по достижению цели.

— Итак, мы берем бумагу, ручку и начинаем записывать…

— «Кто я?», «Чего я хочу в этой жизни?», «Чего я хочу на самом деле?», «Какие шаги я смогу сделать в самое ближайшее время?», «Как мне сделать это легко?», «Насколько я использую свои возможности?», «Что делает меня по-настоящему счастливым?». На самом деле вопросов очень много. Но, конечно, самый сложный и самый ответственный — «Чего я хочу на самом деле?». Как только человек находит ответ на этот вопрос, открывается второе дыхание, цель видится четко и другие вопросы решаются практически автоматически. Потому что начинаешь двигаться вперед осознанно, «туман рассеивается» и все начинает получаться так, как нужно. Нужно тебе, а не кому-то другому.

 — Наталья, что еще вы бы посоветовали нашим читателям?

— Я бы посоветовала начать…мечтать. Или вспомнить о том, о чем мечтали в детстве. В своей практике я обратила внимание на то, что многие люди разучились мечтать. А ведь именно мечта позволяет нам двигаться вперед, ведет по жизни. Так что мечтайте на здоровье. И помните, что даже самое большое путешествие начинается с одного маленького шага вперед. Сделайте его прямо сейчас! 

Наталья Сичкарёва — специалист по постановке и достижению жизненных целей, член ICF, руководитель ООО «Центр коучинговой культуры», директор филиала Европейского Центра бизнес-коучинга в Ростове-на-Дону.

После получения образования в медицине, менеджменте и психологии выбрала для себя профессию коуча. Она активно развивает направление коучинга в Ростове-на-дону и ЮФО, преподает авторские курсы и программы повышения квалификации в Южном федеральном университете.

Наталья — человек с активной жизненной позицией, счастливая жена и мама троих детей.

Коучинг появился в США лет тридцать назад. Поначалу слово «коуч» использовалось только в спортивном лексиконе для обозначения личных тренеров, позже они появились и у топ-менеджеров. Сейчас коучинг является неотъемлемой частью любой крупной компании, так же к их услугам прибегают небольшие компании, ориентированные на постоянное повышение квалификации своих сотрудников.

«Коучинг — это искусство создания с помощью беседы и поведения среды, которая облегчает движение к желаемым целям так, чтобы оно приносило удовольствие».

Тимоти Голви, автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга.