Программе «Молодежный бизнес России» в Ростовской области исполнился год. За это время в ней приняли участие более трех с половиной тысяч молодых людей, пять вузов, свое дело открыли 14 человек.

Суть программы проста: в среде молодежи отбирают парней и девушек, склонных к бизнесу или тех, кто уже точно знает, какое дело откроет, но еще не сделал этого. Отбор проводится посредством тестирования студентов в вузах. Те, кто прошел тест, посещают специализированные лекции: узнают об основах налогообложения, формах государственной поддержки, маркетинге. К студентам приглашаются действующие бизнесмены. По окончании обучения студенты составляют бизнес–планы, а фактически отмечают, что им необходимо для открытия конкретного дела, какие проблемы на этом пути могут у них возникнуть, как они намериваются их преодолеть, как скоро смогут получать прибыль. Если участники конкурса грамотно составили бизнес–планы, они фактически, согласно условиям конкурса, обеспечили себе получение кредита на льготных условиях, а также наставника (действующего предпринимателя, готового помочь молодым коллегам). Составить бизнес–план правильно непросто, поэтому студентам помогают и на этом этапе участия в конкурсе.

Принять участие в программе «Молодежный бизнес России» могут не только студенты, но и другие молодые люди. Чтобы донести эту информацию до большего количества людей, координаторы проекта (ООО «Брэйн») тесно сотрудничают с муниципалитетами. Активными оказались представители Шахт. Трое из новоиспеченных предпринимателей, появившихся благодаря этой программе, открыли свое дело в этом городе. Кстати, в рамках экспертного совета, собравшегося в честь годовщины проекта, остро обсуждали имеющийся показатель – 14 предпринимателей, появившихся благодаря программе (примерно

1% от общего числа участников). Василий Высоков,  председатель совета директоров  банка «Центр – Инвест»,  посчитал, что это мало. А вот Светлана Абдулазизова, директор департамента инвестиций

и предпринимательства области, обратила внимание на то, что предпринимателями в принципе могут стать не все, и заявленный 1% не так уж далек от той цифры, которую озвучивают психологи, говоря от предрасположенности человечества к предпринимательству.

Сторонники той идеи, что проектов все–таки могло бы быть больше, заявили, что этому должно способствовать уже только то, что мы живем на Дону. Предпринимательством здесь фактически занимались издревле. Однако другие собравшиеся посчитали, что как раз–таки наше прошлое, когда тех, кто сегодня называется предпринимателем, считали спекулянтами, и останавливает развитие рынка. Увы, этот спор легко разрешила Наталья Крайнова, директор некоммерческого партнерства «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства», приведя в пример довольно грустные факты. Агентство постоянно проводит опрос в среде бизнес–сообщества на предмет, что препятствует его развитию. Вот о чем свидетельствует статистика: появлению новых предприятий, по мнению самих бизнесменов, мешают криминальное сознание участников рынка, страх невозврата кредитов и фискальная нагрузка.

— Так что наша молодежь, — подытожила Крайнова, — не вступая активно в бизнес–сферу, просто адекватно оценивает свои риски. 

Между тем молодых людей, уверенных в уникальности своей идеи, в том, что она не может не «раскрутиться», несмотря ни на что, хватает. Например, Сергей Баскаков убедил всех собравшихся, что возле его кофейных автоматов не может не выстроиться очередь, ведь это будут единственные кофейные автоматы в Семикаракорске. Другие молодые люди сумели найти незанятую нишу общепита даже в Ростове. В своем кафе «Сувлаки» они предлагают греческие блюда, приготовленные по оригинальным рецептам исключительно со средиземноморскими приправами. Всего же экспертным советом на получение кредитов было одобрено шесть проектов.