
1.Олимпийское беспокойство
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
И снова в Сочи по заведенной семь лет назад традиции собрались участники и гости VIII Международного бизнесфорума «Стратегическое партнерство 1520». Организованный, как и прежде, компанией «Бизнесдиалог» форум собрал более 1400 участников из 30 стран, большинство из которых входят в так называемое «пространство 1520». Звучный термин этот расшифровывается просто, если иметь в виду, что ширина используемой на просторах бывшего Союза железнодорожной колеи составляет 1520 мм. Образующие эту величину цифры и стали своеобразным символом сочинских встреч.
К заснеженным вершинам
Однако назвать VIII форум сочинским можно с известной натяжкой. Дело в том, что сейчас его было решено провести в Красной Поляне горном курорте в 80 километрах от Сочи. Туда по только что сданной железнодорожной ветке и направились участники и гости. За 35 минут элегантный, избыточно комфортабельный, по российским меркам, электропоезд «Ласточка» довез своих пассажиров от аэропорта «Адлер» до краснополянского вокзала, чьи впечатляющие формы неуловимо напоминали о европейских терминалах.
Своим появлением в еще недавно скромном горном поселке грандиозный вокзал с его воздушными конструкциями, зеркальными стенами, табло и эскалаторами, как и, собственно, железная дорога, обязаны, конечно же, зимней Олимпиаде. До начала ее игр сегодня остается всего лишь девять месяцев.
И именно близящаяся Олимпиада послужила основной причиной переноса традиционного сбора партнеров по «русской» колее из обжитой сочинской гостиницы «РэдиссонЛазурная» в недавно отстроенный краснополянский «Грандотель». Красной Поляне с ее заново созданным мощным горнолыжным кластером суждено стать одним из главных центров зимних игр.
Руководство ОАО «РЖД» явно стремилось, воспользовавшись представительным форумом, устроить своеобразный смотр уже сделанного.к Олимпиаде. И, проехав на «Ласточке» без малого сорок километров по бесстыковому «бархатному» пути через добрую дюжину тоннелей и мостов, участники и гости форума выступили в роли своего рода приемщиков всей этой инфраструктуры.
Построенная за весьма короткие по технологическим меркам сроки комбинированная авто и железнодорожная магистраль не может не впечатлять. Одни только солнечные батареи, размещенные на нескольких участках пути и призванные восполнять энергетические затраты железнодорожников, вызывали восхищенные комментарии. Однако в заточенных под скепсис журналистских мозгах тут же поселилась неудобная мысль: «будет ли все это транспортное великолепие востребовано после Олимпиады?».
Активы в фас и в профиль
Надо сказать, что и сами железнодорожники задумываются над этим. Разве что не столь скептически смотрят на будущее плодов своего труда. Но уже сейчас прикидывают, что ждет все устроенное в Красной Поляне путевое хозяйство после двух олимпийских недель 2014 года. Те же вопросы, скорее всего, возникнут и в отношении вокзала в Адлере. А пока грандиозную стройку там приходится завершать ударными темпами: вокзал и его окрестности все еще являют собой гигантскую стройплощадку
Вицепрезидент ОАО «РЖД» Олег Тони откровенно признается: универсальных рецептов дальнейшего использования созданной под Олимпиаду железнодорожной инфраструктуры у компании пока нет. И потребность в электропоездах, и расписание их движения, и число персонала все будет определяться эмпирически уже по окончании игр. Предстоит еще провести серьезное маркетинговое исследование, связанное с сезонными колебаниями спроса на услуги всего краснополянского горнолыжного комплекса. Но готовиться к исследованию железнодорожники начинают уже сегодня и ставят такую задачу в ряд основных, связанных с завершающим этапом подготовки к Олимпиаде. Пока же «Ласточка» исправно возит пассажиров в аэропорт. Движение на Красную Поляну, по сути, только обозначено.
Другая проблема, которая беспокоит сегодня компанию, это дальнейшая судьба построенной при самом активном участии ОАО «РЖД» автодороги. Держать ее на собственном балансе железнодорожники не хотели бы: всетаки непрофильный актив, на содержание которого у компании нет должных ресурсов. А передача Федеральному дорожному агентству явно затягивается по причине неурегулированности ряда вопросов финансового плана. Что никак не идет на пользу делу. Опыт показывает, что не переданные вовремя объекты очень скоро рискуют оказаться бесхозными со всеми вытекающими из этого факта неприятными последствиями. Да и едва ли допустимо не думать о затраченных на столь масштабное строительство силах и средствах.
Таковы две самые главные «олимпийские» проблемы железнодорожников. А пока они ищут пути их решения, расшиваются другие узкие места. Устраняются недоделки, заканчивается возведение припутевых построек, испытываются аппаратура и оборудование вокзальных комплексов. И приводится в порядок территория, прилегающая к железной дороге. В общем, работы еще много, чему доказательство армады гастарбайтеров, которых можно видеть на железнодорожных объектах в любое время суток. Характерно, что там встречаются не одни лишь азиатские лица

