«Веселится и ликует весь народ…» В написанных без малого 200 лет назад куплетах «Попутной песни» нет преувеличения. Железные дороги — это те прочнейшие нити, которые скрепляют гигантскую страну и удерживают ее в евразийском пространстве. Так что если и дает железная дорога поводы к радости, то уж непременно всему народу.

«Тайная дума»

В свою очередь и транспортные заботы тоже носят всенародный характер. Близко к сердцу наши люди принимают и рост железнодорожных тарифов, и сезонную нехватку мест на наиболее популярных направлениях. И отсутствие комфорта в отдельных поездах. Хотя в последнем случае поводов для печалей все меньше: по части комфорта наша железная дорога движется вперед с нарастающей скоростью.

А вот скорости в буквальном смысле этого слова нашим поездам все еще не хватает. Можно сказать, что заботит сегодняшних пассажиров то же, что заботило их собратьев два века назад, на заре железнодорожной эры. «И шепчешь невольно:

«О боже, как долго!»… Вот она, «тайная дума» пассажиров всех времен, что, согласно классической «Попутной песне», летит быстрее всякого поезда.

Пока скоростные ориентиры для общей массы поездов железнодорожники намечают вполне скромные. Как заявил на VIII сочинском бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» гендиректор Федеральной пассажирской компании Михаил Акулов, идет подъем скорости движения пассажирских поездов до  80 км/час. Конечно, мизер по сравнению с гражданской авиацией, которую в ОАО «РЖД» считают основным конкурентом, но шаг совершается принципиально важный. Результаты его уже видны. К примеру, фирменный «Тихий Дон» доезжает из Ростова до Москвы за 17 часов, тогда как многие поезда от нас в столицу, двигаясь с прежними средними 40 км/час, добираются туда добрые сутки.

В данном случае увеличение скорости достигается по большей части за счет сокращения времени и числа остановок. Поэтому при всех очевидных плюсах такого решения прорывным его не назовешь. В повестке дня уже несколько лет как стоит вопрос о создании сети высокоскоростного движения, где скорость поезда сопоставимаемая со скоростью турбовинтового самолета. И идея эта уже реализуется: вспомним «Сапсаны» на линиях Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород, «Аллегро», курсирующие между Петербургом и Хельсинки. Эти поезда перевезли уже  без малого десять миллионов пассажиров со средними скоростями  до  200 км/час.

Понятно, что для высокоскоростного движения требуются свежие технические решения абсолютно во всех звеньях инфраструктуры. Подвижной состав, путевое хозяйство — все приходится создавать заново. И, увы, с затратами, также сопоставимыми с «самолетными». Оттого президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев, признавая за идеей высокоскоростного движения безусловную потребительскую привлекательность, начисто отказывает ей в экономичности:

— По большому счету высокоскоростные перевозки всегда убыточны…

Французский с новочеркасским акцентом

И тем не менее альтернативы в этом вопросе для железнодорожников нет. Такое  часто в жизни случается: вроде приходится выбирать между тем, что, на первый взгляд, кажется плохим и очень плохим. Однако экономика устроена так, что это «плохое» потом выводит отрасль на новый уровень.

В случае России толчок развитию высокоскоростного движения дали два знаковых спортивных события: зимняя Олимпиада 2014 года и футбольный чемпионат мира 2018 года. При всем неоднозначном к ним отношении отрицать их значение для роста инфраструктуры, думается, нельзя. И неслучайно то и дело наезжающий в Сочи и принявший, судя по всему, управление завершающим этапом подготовки к Олимпиаде на себя президент одно из совещаний посвятил именно высокоскоростному движению. 

Совещание прошло накануне форума и позволило более четко определить основные направления  строительства высокоскоростных линий. Помимо уже известных, в  списке перспективных оказался и маршрут Москва – Адлер, который должен будет пройти через Ростов. Так что, вопреки сказанному на предыдущем сочинском форуме, скоростные поезда в донской степи все-таки  могут появиться. И будут это, вероятнее всего, «Аллегро». Причем, так сказать, с новочеркасским акцентом. С его производителем — французской компанией «Альстом транспорт» — у НЭВЗа существуют давние партнерские связи, и завод способен подключить свои мощности к выпуску французского поезда. Весь вопрос – как скоро это произойдет…

Могут появиться у нас и «Ласточки». После Олимпиады  такого количества этих электропоездов, которые сейчас находятся в Сочи, уже не понадобится, и большинство из 38 скоростных электричек отправят в другие регионы. Впрочем, учитывая, что «Ласточки» изначально производятся давним конкурентом «Альстома» – «Сименсом», надо полагать, что французы постараются предложить Ростовской области свою модель электропоезда для комфортабельных внутриобластных и межрегиональных поездок.

«Даблдеккер» и другие

Заманчивых и перспективных предложений поступает сегодня много. И идей по части повышения привлекательности поездок по железной дороги в РЖД тоже сегодня немало. Так, буквально на днях на  СКЖД должен будет появиться первый двухъярусный состав из 15 вагонов. Специальное сцепное устройство обеспечит свободный переход из вагона в вагон и из одного яруса в другой. Ожидается, что первым железнодорожным «даблдеккером» станет поезд «Адлер – Москва». А уже знакомый читателю Михаил Павлович Акулов пообещал появление своего рода рельсовых гаражей – вагонов для перевозки автомобилей граждан. И резюмировал:

—  Для того чтобы привлечь пассажиров, нам надо и далее развивать все имеющиеся сервисы. Но не забывать и о новых предложениях, выявляющих преимущества железной дороги…

Вопрос упирается лишь в цену. И вопрос этот  крайне актуален  для всех пассажирских перевозок в целом. Сказать, что железная дорога не предпринимает усилий для обеспечения доступности своих услуг, значит, погрешить против истины. Облегчается процедура покупки билетов, которые теперь можно заказывать, как в «Аэрофлоте», по принципу электронной регистрации. Вводятся разнообразные тарифные планы и бонусные программы, совершенствуется система динамического ценообразования.

Первородный грех монополизма

Но монополистская суть отрасли то и дело проявляет себя. Скажем, дает сбой динамическая система ценообразования. И конкретно — разработанная для купейных и СВ-вагонов система «раньше купил – меньше заплатил». Широко разрекламированная в федеральной прессе, она сегодня, оказывается, действует далеко не на всех поездах. Достаточно зайти на сайт РЖД и познакомиться с наличием и ценой мест на разных маршрутах, чтобы убедиться в этом. Тарифы в зависимости от даты поездки если и меняются, то не везде. Хотя обещаны были более чем приличные скидки. Скажем, при заблаговременной покупке билета  на поезд «Москва – Кисловодск» он обойдется в 4,5 тысячи рублей. А если покупать билет в день отправления – то уже в 7,5 тысячи. Такие суммы назвал первый заместитель начальника Северо-Кавказского филиала ФПК Виктор Жужнев. Проще говоря, при приобретении билета за  45 суток до поездки и цена должна снижаться на 45%. Но повторим: новшество это пока носит весьма ограниченный характер.

В сложных финансовых условиях компания-монополист и действует по-монопольному, прибегая к простым решениям: хочу —  введу скидки, хочу —  отменю. Все равно купят билет и поедут… То и дело заявляющее о себе стремление вывести из-под государственного регулирования тарифы на поездки в плацкартных вагонах – из того же ряда. Хотя все это отнюдь не означает изначальной «жадности» отрасли. Просто гены монополиста всегда дадут о себе знать. И противостоять этому может только уверенная и взвешенная  политика государства.

Очевидно, что сегодня во главу угла ставятся скорость, комфорт и простота перевозок для клиента. Масштабная задача эта требует и соответствующих вложений. На упомянутом совещании у В. Путина говорилось о пяти триллионах рублей, которые понадобится инвестировать только в создание  развитой сети высокоскоростного движения. И не исключено, что по мере реализации идеи эта величина вырастет. Но, так или иначе, а сумма, что называется, прорывная. Она позволит вывести на принципиально иной уровень не только «Российские железные дороги», но и все транспортное «пространство 1520».

Сочи – Красная Поляна – Ростов