Редкий для Ростова случай, когда публичные слушания по важному вопросу оканчиваются не яростными спорами, но… дружными аплодисментами. Именно так и случилось, когда общественности и специалистам были представлены предложения по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали «Центр-Юг», которая свяжет Москву — через Ростов — с Адлером. Из столицы до моря можно будет домчаться всего за 8 часов. От Ростова до черноморского побережья – за 3 часа. Раздосадовало участников слушаний лишь одно — строительство ВСМ начнется, увы, не завтра.

Да, речь идет именно о тех поездах фантастических очертаний, развивающих на специально выделенных высокоскоростных магистралях (ВСМ) нереальную для нашего сознания скорость — 350 – 400 км в час. Однако в Японии такие поезда стали курсировать с 1964 года. А потом завоевали и Европу, даже островную Великобританию, объединив большую часть европейского континента в единую высокоскоростную железнодорожную сеть. Более 80% французов всем другим видам транспорта предпочитают ВСМ — и быстро, и дешево.

Экономическая привлекательность такого способа передвижения в том, что он имеет низкую себестоимость перевозок при большом объеме пассажиропотока. Энергозатраты на трассах ВСМ на одного пассажира в 4 раза ниже, чем при автоперевозках и в 8 раз ниже, чем при использовании авиации.

В России регулярное движение высокоскоростных поездов «Сапсан» началось в конце 2009 года, но — по общим путям, где сложно развить скорость свыше 200 км в час. Только к 2017 году ожидается завершение строительства первой в России специализированной высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. 

К 2030 году в России планируется построить свыше четырех тысяч километров ВСМ сразу по нескольким направлениям. Одна из магистралей, «Центр – Юг», свяжет Москву с Адлером через Ростов.

Как обустроят южные ворота?

Ростовскую область ВСМ пересечет с севера на юг через территории десяти районов — Азовского, Аксайского, Каменского, Красносулинского, Миллеровского, Мясниковского Октябрьского, Родионово-Несветайского, Тарасовского и Чертковского. Планируются остановки в Миллерово, Лихой, Ростове. Но возможны и другие варианты – Каменск-Шахтинский, Шахты, Ростов.

В донской столице планируется построить сразу две станции ВСМ. Одну — в районе поселка Грушевка на линии Новочеркасск-Ростов, где предполагается строительство нового крупного аэропорта «Южный». Эта транспортная связка, аэропорт — высокоскоростная магистраль, даст не только новый логистический узел, крупнейший на Юге России, но и позволит к 2030 году увеличить пассажиропоток до 8-10 млн. пассажиров в год, считает заместитель министра транспорта РО Евгений Лебедев. Имеется в виду, что пассажирами будут не только жители Дона, но и других регионов России и зарубежья, Украины — в первую очередь.

Вторая станция — ВСМ «Ростов» — будет располагаться в Западном микрорайоне города. Считается, что нет смысла переносить ее на левобережье в район Батайска, где попросту негде развернуться. Кроме того, главные пользователи ВСМ — жители Шахтинской (около 1 млн. человек) и Ростовской (более 1,5 млн. человек) агломераций — проживают на правом берегу Дона.

Это логично и по той причине, считают эксперты, что Ростов динамично развивается именно в западном направлении. С учетом строительства метро и развития городского электротранспорта у пассажиров не должно быть проблем с тем, чтобы добраться от станции ВСМ Ростов в любую точку города.

Тише, еще тише…

Участников слушаний весьма  интересовала оценка экологического воздействия на природу строительства и эксплуатации ВСМ. Понятно, что пока нет проекта и привязки к конкретным местам и обстоятельствам, она весьма приблизительна и будет еще не раз уточняться. Но уже сейчас ясно, что максимальное воздействие на окружающую среду будет на этапе строительства ВСМ, когда будет задействована тяжелая строительная техника. Ее воздействие можно минимизировать, применяя определенные технологии, считают эксперты.

А вот при эксплуатации ВСМ воздействие на природу будет минимальным, обещают экологи, выбросы загрязняющих веществ – ниже пределов допустимых норм. Как заверили специалисты, трасса ВСМ в Ростовской области не пересекает особо охраняемые территории, памятники истории, архитектуры и археологии. Но если на этапе инженерных изысканий будут обнаружены не открытые прежде археологические объекты, то в таких местах будут проведены археологические раскопки, как и предусмотрено законом.

Тарифы и безопасность

Несмотря на то, что высокоскоростные поезда пойдут отнюдь не завтра, участников публичных слушателей весьма заинтересовали цены на билеты. Будут ли доступны услуги ВСМ широкой публике? В Европе цена билета колеблется от 10 до 100 евро. Примерно так же это будет выглядеть и у нас. Все зависит от класса вагона и поезда, поскольку будут поезда безостановочные, которые домчат пассажиров от Москвы до Ростова за 4,5 часа, а будут и те, которые останавливаются на каждой станции ВСМ. По предварительным подсчетам, поездка в поезде эконом-класса из Ростова в Москву обойдется примерно в 1 100 рублей на одного человека по нынешним ценам. Согласитесь, это гораздо дешевле, чем сегодня, когда до Москвы выгоднее долететь на самолете, чем добираться на поезде…

Поезда ВСМ достаточно безопасны, поскольку трасса на всем ее протяжении полностью огорожена. Попасть на полотно высокоскоростной магистрали извне будет невозможно. Предусмотрены повышенные меры охраны и видеонаблюдение.

Даже при скорости свыше 300 км в час пассажиры будут чувствовать себя комфортно и смогут свободно передвигаются по вагону. Ремни безопасности для них не предусмотрены — в них нет нужды.

Единство территории

На слушаниях присутствовали многочисленные представители тех районов области, через которые проляжет трасса ВСМ. Больше всего их волновал вопрос о том, не станет ли она препятствием для свободного передвижения жителей и развития экономики, ведения сельского хозяйства, например. Эксперты успокоили: на территории области планируется строительство примерно 80 автомобильных развязок. Половина из них пройдет под трассой ВСМ, остальные 40 — над трассой, что поможет сохранить целостность территории.

…плюс рабочие места

Предполагается, что строительство высокоскоростной магистрали станет мощным импульсом для привлечения в экономику области дополнительных инвестиций и развития промышленности. Потребуется производство новых материалов и нового подвижного состава. Это предполагает и подготовку соответствующих специалистов инженерных специальностей, от чего РГУПС, где, кстати, и проходили публичные слушания, только выиграет — станет еще более востребованным вузом на Юге страны.

Кроме того, будут созданы новые рабочие места. При строительстве отрезка трассы Москва-Ростов потребуются рабочие руки 80000 человек. А при эксплуатации ВСМ «Центр-Юг» будут задействованы более 30 000 работников, половина из которых будет занята в сопутствующих отраслях.

Единственное, что огорчило участников публичных слушаний — сроки строительства. Его предполагается начать лишь в 2025 году. Потому сегодня сложно сказать, в какую именно сумму обойдется реализация проекта, который будет финансироваться по схеме частногосударственного партнерства, где доля государства составит 70%. Предполагается, что стоимость ВСМ «Центр-Юг» может быть сопоставима с суммой трех бюджетов такой области, как Ростовская.