Жюри архитектурного конкурса по выбору концепции и дизайна аэровокзального комплекса аэропорта «Южный» с победителем не определилось.
Лучшие претенденты
Международный конкурс на разработку архитектурного дизайна аэровокзального комплекса «Южный» был объявлен в июне. В нем приняли участие как российские, так и зарубежные архитектурные мастерские. Конкурс проходил в два этапа: предварительный квалификационный отбор конкурсантов и непосредственно архитектурный конкурс.
Поступила 21 заявка. К участию в финале жюри были допущены четыре компании ростовская «Проектсервис», московские «Архитектурное бюро Асадова» и NefaResearch Architectural Studio, а также Twelve Architects из Великобритании.
Не только донские мотивы
По мнению архитекторов, уникальность предложения «Проектсервиса» проекта в том, что оно сочетает легкость, динамику, а также новые архитектурные технологии, позволяющие сэкономить средства инвесторов. Автомобильный подъездной путь к аэровокзалу, парковка, железнодорожная платформа, мостовой переход и смотровая площадка выглядят очень стильно. Кровельная конструкция терминала напоминает крылья парящей в небе птицы. В проекте авторы использовали образ колосящейся пшеницы, ветра на донских просторах, волн Дона.
«Архитектурное бюро Асадова» также прибегло к образу донских степей. В их проекте территория аэропорта разбита на несколько зон, включающих много зеленых насаждений, декоративный водоем, в котором отражается терминал.
Мотивы художественных образов донского края: южная степь, простор, перспективы, которые тянутся до самого горизонта, нашли воплощение и в проекте аэропорта, представленном компанией NefaResearch.
Образ ветра приобрел у нас конкретную форму, пояснил на презентации главный архитектор компании Дмитрий Овчаров. Кровля аэровокзала представляет собой некое полотно, которое полощется на ветру.
Поскольку Ростов город южный, архитекторы использовали солнцезащитные конструкции на всех фасадах здания аэровокзала, а на территории терминала «разбили» на разных уровнях дорожки и мостики. Получилось необычно.
Британская компания Twelve Architects исходила из архитектуры самого города. Англичане использовали образ реки, которая позволит «состыковать» железнодорожный вокзал с терминалом аэропорта, соединяющего Ростов с другими городами России.
У нас возникла идея создать аэровокзал в виде воздушного моста, который будет работать круглый год, сказал Мэтт Райт.
Зону вылета британцы придумали так, что пассажиры могут видеть летное поле, а при приземлении весь аэровокзальный комплекс. Важным они считают и то, что, подъезжая к терминалу, приземляясь на самолете, люди смогут сфотографировать на память весь аэровокзальный комплекс. Дальновидные англичане приняли во внимание развитие туризма в области и предполагают, что виды аэропорта займут достойное место в наборе открыток, посвященных достопримечательностям Ростова.
Отвечая на вопросы журналистов о том, не будет ли проект затратным, Мэтт Райт сказал, что нужно найти баланс. А на вопрос, с какой музыкой он бы сравнил представленный проект, ответил:
Точно не рок. Скорее современная классика.
Ощущение победы есть? спросили британца.
Наша компания среди четырех претендентов на победу, а кто окажется лучшим, определит жюри.
Практичность или дерзость?
В состав жюри, определявшего победителя, вошли заместитель руководителя Росавиации Константин Махов, заместитель губернатора Ростовской области министр транспорта Дживан Вартанян, главный архитектор области Алексей Полянский, генеральный директор УК «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский, руководитель ОАО «Ростоваэроинвест» Евгений Кислицын, независимый архитектор Рудольф Буркхальтер и заместитель британской архитектурной мастерской Grimshaw Крис Кромби. По итогам презентации в финал вышли две компании «Архитектурное бюро Асадова» и Twelve Architects, представившие наиболее интересные и качественные разработки. Однако жюри отложило принятие окончательного решения на две недели. За это время конкурсантам надо будет взять на заметку замечания членов жюри и внести коррективы в свои работы.
По мнению Евгения Чудновского, прежде всего нужно учитывать пропускную способность терминального комплекса. Он должен быть современным и технологичным:
От архитекторов мы требуем такого подхода к дизайну аэропортового комплекса, который бы позволил ему стать визитной карточкой Ростова. Он должен отвечать амбициям и потенциалу города.
Дживан Вартанян отметил, что преимущество концепции Асадова практичность реализации проекта, а проект британцев, помимо практичности, привлекает дерзкими дизайнерскими решениями. Он также считает, что аэровокзальный комплекс должен стать визитной карточкой региона.
Вместе с тем он должен быть удобен для пассажиров, подчеркнул Дживан Хоренович. А также учитывать возможность трансформации. Сегодня мы рассчитываем на пассажиропоток в пять миллионов человек, а через 20 лет эта цифра может стать иной. Важно, чтобы при трансформации аэропортовый комплекс не потерял первоначальный архитектурный стиль.
Напомним, строительство нового международного аэропорта «Южный» является крупнейшим инфраструктурным проектом Ростовской области. Он будет построен в Аксайском районе области в 4 км севернее станицы Грушевская. Его площадь составит 100 тыс. кв. м. Срок реализации проекта 2013 2017 годы. Предварительная стоимость строительства 31,4 млрд. рублей. Начать строительство аэропорта планируется к концу 2014 г.
Фото с сайта donnews.ru