«Российским железным дорогам» в их нынешнем виде  исполнилось десять лет. Одновременно они готовятся отпраздновать свой полуторавековой юбилей.

В этом нет ни парадокса, ни, тем более, ошибки. Речь идет о юбилее акционирования этой одной из старейших российских  монополий, что повлекло за собой глубокие структурные преобразования внутри отрасли. И хотя созданное на базе прежнего монстра —Министерства путей сообщения — открытое акционерное общество «Российские железные дороги» целиком состоит из государственного капитала, возникшая десять лет назад структура является стопроцентно рыночной. По законам рынка она развивается, по рыночным же законам и управляется. По оценке начальника Северо–Кавказской железной дороги Владимира Голоскокова, в том, что железную дорогу удалось без сбоев и потрясений перевести, образно говоря, на рыночные рельсы, и состоит главный итог минувшего десятилетия.

Последние годы подтверждают этот вывод. Начальник СКЖД называет их временем интенсивного обновления отрасли и Северо–Кавказской магистрали, в частности. Только на развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры в текущем году направлено почти 90 млрд. рублей. При этом уже к концу третьего квартала освоено 80% этой суммы. Характерно, что более половины освоенных средств пришлось на реализацию олимпийских проектов. Мы уже писали о новой автодороге и 30–километровой железнодорожной ветке, проложенных из Адлера в Красную Поляну. Эти объекты — одни из зримых результатов олимпийской направленности инвестиционной деятельности магистрали.

Сегодня, по словам начальника дороги, основные олимпийские транспортные объекты проходят своего рода обкатку, работая в тестовом режиме. Но уже сейчас можно говорить об их высокой пусковой готовности. Причем  выиграет от реализации олимпийских объектов весь Юг России. Ведь те же 38 «Ласточек» – комфортабельных электропоездов нового поколения, которые станут обслуживать участников и гостей Олимпиады, по ее окончании будут направлены в регионы. В том числе выйдут они и на донские маршруты. Недолго ждать и роста их числа. Как заметил В. Голоскоков:

— Если сегодняшние «Ласточки» приобретены у  зарубежного производителя, на что потрачено без малого 26 миллиардов рублей, то уже в дальнейшем электропоезда этого типа будут выпускаться у нас в стране…

Принципиальные изменения претерпят и традиционные пассажирские поезда. Начальник СКЖД поделился своими впечатлениями от осмотра одного из пилотных составов нового поколения:

— Здесь даже на плацкартных  местах появляется возможность уйти от открытого типа и обеспечить вагон всеми современными удобствами, включая даже беспроводной Интернет…

Другое важное преимущество пассажирских вагонов нового типа — в их повышенной вместимости, что прямо влияет на цену проезда. На дороге прогнозируют ее снижение. Причем без ущерба для комфорта.

Рыночная экономика требует принципиально иных логистических схем. Поэтому на СКЖД сегодня так активно  разрабатываются и реализуются масштабные проекты по развитию подходов к портам Азово–Черноморского бассейна.  Реконструкция этих участков включает в себя строительство вторых путей общей протяженностью свыше 200 километров. Это часть  работы по созданию грузового транспортного коридора, берущего начало в регионах Восточной Сибири.

И еще одна важная тенденция развития современной железной дороги. Движение здесь становится высокоскоростным. И процесс этот набирает заметную силу:  в пассажирских перевозках на средних дистанциях железнодорожники бросают очевидный вызов гражданской авиации. Уже принято решение о строительстве высокоскоростной магистрали Москва–Казань с последующим продлением ее до Екатеринбурга. Совсем недавно  в Ростове прошли общественные слушания по строительству подобной же линии в направлении Центр–Юг. После ввода этой магистрали в строй, что ориентировочно должно произойти в 2025 году, путь из Ростова в российскую столицу будет занимать всего 4,5 часа вместо нынешних 17–18. А из Москвы до Адлера можно будет доехать за 8 часов, а не за сутки, как сегодня. И что немаловажно: по вполне доступной цене.

Иными словами, успешно вписавшись в рыночную реальность, железная дорога сумела верно определить точки  роста, ориентируясь на запросы потребителей. Отсюда и поступательное развитие отрасли. И хотя рыночный океан далеко не безмятежен, вперед железнодорожники смотрят уверенно. Продолжают четко выдерживать курс, который начальник СКЖД определил следующей фразой:

— Жители Юга России могут быть уверены, что Северо–Кавказская магистраль сумеет удовлетворить все их транспортные потребности…