
Продолжение.
Начало в №№ 533-535, 540-542.
Пусть весь мир посмотрит
В последнее время в Беларуси начали реставрировать исторические памятники, на эти цели государство средств не жалеет. Особенно активно взялись за восстановление старинных замков, которых в стране насчитывается несколько десятков. Мы побывали в трех — в городах Гродно, Лиде и поселке Мир. Европа давно уже живет за счет туристов, которые круглогодично едут посмотреть на древние достопримечательности. Теперь они и в Беларусь явно протопчут дорожку — здесь есть что показать миру. Больше всего впечатляет, конечно, уникальный памятник белорусского зодчества — Мирский замок. Да не обидятся на меня замки в Лиде и Гродно…
В свое время я ездила на экскурсию по замкам на реке Луара, что во Франции, так вот, могу со всей ответственностью заявить — Мирский замок ничуть им не уступает. Недаром его внесли в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. И что еще важно — несмотря на то, что эти грандиозные архитектурные сооружения в основном предназначены для туристов, в них вовсю кипит культурная жизнь. Под сводами средневековых зданий ежегодно проводятся международные и республиканские фестивали и конкурсы. Так что выгода от государственной программы восстановления исторических памятников получается двойная.
От картошки до колготок
Конечно, замки — не единственное, что впечатлило в пресс-туре российских журналистов. Многие вещи обращали на себя внимание, но, наверное, главным было то, что везде, где бы мы ни побывали, чувствовалось — Беларусь движется вперед. Не только сохраняет, но и преумножает. Это касается и промышленных предприятий, и культурных заведений, и спортивных комплексов. Кстати, в стране до сих пор работают практически все предприятия советской поры, особенно крупные. Они развиваются, пополняются новым оборудованием. И планирование тоже сохранено, в частности – пятилетнее.
В Лиде, как и в былые времена, производят мебель, обувь, выпускают автобусы, тепловозы, я уж не говорю про знаменитое пиво «Лидское». Гордятся жители и небольшой фирмой «Каскад», на которой производят эксклюзивные люстры для правительственных залов, музеев и церквей. Каждая люстра — настоящее произведение искусства, поражающее тончайшей ювелирной работой. В этом году в Лиде появились еще два объекта для гордости — Ледовый дворец (Лядовы Палац) и спорткомплекс «Олимпийский» с многочисленными залами и бассейном. Расположены они для удобства спортсменов и любителей здорового образа жизни всего в 200 метрах друг от друга.
В Гродно находится «отчий дом» знаменитых белорусских колготок Conte, что в переводе с французского означает «сказка». Эта марка известна каждой российской женщине. «Мы импортируем в Россию более 40 % нашей продукции, - отметил на встрече с представителями российских СМИ Валентин Байко, учредитель компании. - Моя жена и дети носят колготки Conte, я ношу носки нашей фирмы. Могу продемонстрировать, если не верите». Когда-то на месте процветающего предприятия «Конте-СПА» была обычная овощебаза, в огромных ангарах хранили картошку. В кризисные девяностые хранить было нечего, и пришедшее в упадок хозяйство у государства выкупили три друга, которые решили доказать, что могут выпускать колготки (тогда они были дефицитом) ничуть не хуже европейских. Сейчас продукция предприятия идет на экспорт в 20 стран мира, ежедневно две с половиной тысячи работников производят более 200 тысяч полиамидных и хлопковых изделий: женский и детский чулочно-носочный модельный ряд, мужские носки, трикотаж. Мы походили по цехам, посмотрели, как народ работает. Для многих дам-журналисток стало открытием, что изначально все колготки — белые. То есть производят их из нитей белого цвета. И только после того как произведены все операции по пошиву, изделия отправляют на окраску.
Пока я делала фотографии, стала невольным свидетелем диалога молодого журналиста с редактором одной из центральных газет. «Надо же, работают как заведенные, прям как в советском кино», — сказал молодой. «Да при чем здесь кино! — ответил ему с горечью в голосе коллега. — У нас в Союзе все так трудились. И страна процветала. Это сейчас работу не найдешь, а тогда никто не боялся, что сократят за ненадобностью или неугодным станешь». Вот такой вот диалог…
Важно быть вместе
После того как журналисты проехали по Беларуси, своими глазами посмотрели, как и чем живет страна, в Минске состоялась встреча с ее президентом Александром Лукашенко. Она шла в прямом эфире по национальным теле- и радиоканалам. Более пяти часов глава государства отвечал на вопросы российской прессы. Вопросы были разными. О поддержке многодетных семей, о совместных российско-белорусских военных учениях, о связях с Китаем, чемпионате мира по хоккею, отношениях с Россией… Задали вопрос и о трудовых мигрантах, о том, почему на улицах не видно выходцев из Средней Азии и Кавказа. На что Лукашенко ответил: «В Беларусь приезжают люди из Узбекистана, Таджикистана, других стран, в основном семьями, с детишками. Принимаем. Если поселяются в сельской местности, просят земли - да ради бога, нам это выгодно. Они с удовольствием становятся частниками, фермерами, занимаются производством. Важно не то, что едут, важно, чтобы была система, порядок в их приеме». Чтобы был порядок, в стране разработан целый комплекс мероприятий для безопасности людей. «Самое главное - не прощать. Милиция должна хлеб и деньги, которые государство выделяет для них, оправдывать», - подчеркнул президент. Говорил он и о смертной казни. «Мы не отменили смертную казнь. Я не считаю, что это хорошо. Но есть в стране такие процессы, где смертную казнь применять нужно». Президент Беларуси привел в качестве примера теракт в минском метро. «Какое они (виновные) имеют право на жизнь, если погибли люди в метро?» — задал он вопрос журналистам.
Конечно, самой острой на пресс-конференции была тема калийного конфликта. Разногласия с «Уралкалием», по мнению Лукашенко, начались из-за нежелания белорусской стороны по дешевке продать Белорусскую калийную компанию. Изложил он и свою версию ареста в Минске генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера: «Его ж не вызвали, чтоб в камеру посадить, а вызвали на наблюдательный совет. Он же — председатель наблюдательного совета. Приехал — извините, сопляк, сел, нога за ногу: «Не будет этого!» Вышел, на Дом правительства плюнул — и в аэропорт, смеясь. Ну а там его…» Батька в довольной резкой форме дал понять, что «вор должен сидеть в тюрьме». Поделился и своим видением выхода из ситуации: «Я — не зловредный человек и не собираюсь с кем-то счеты сводить. Не думайте, что это Лукашенко заманил сюда вашего не то Баум, не то Гертнера, посадил в камеру, и, как людоед, издевается каждый день над ним. Мне без вашего Баумгертнера проблем в Беларуси хватает». По его словам, к настоящему времени продажа калийных удобрений возобновилась. «Под 200 миллионов долларов за октябрь получено, в ноябре-декабре у нас еще лучше контракты. Нам сейчас очень тяжело, но мы выкарабкаемся», — Лукашенко убежден в своей правоте по решению калийного вопроса. И считает, что в нем Россия потеряла больше, чем Беларусь.
По поводу отношений между президентами Беларуси и России Александр Лукашенко сказал, что они носят дружеский и открытый характер: «У нас весьма добрые отношения, хотя не скажу, что всегда безоблачные. Были и столкновения, вы их помните, мы не скрывали, по каким причинам это происходило, но важно то, как мы выходили из этой ситуации. Выходили всегда по-дружески, не нанося огромного ущерба друг другу». В то же время Александр Лукашенко обратил внимание на то, что проблемы в отношениях между Беларусью и Россией всегда в своей основе носят объективный характер. «Если бы не этот мировой кризис, то, наверное, ситуация была бы совсем иная. В экономике очень много процессов, которые нуждаются в корректировке». По мнению Лукашенко, в условиях глобального финансового кризиса, который затронул все страны, «России и Беларуси как никогда важно быть вместе». Важно и то, что белорусско-российская интеграция способствует укреплению единства на всем евразийском пространстве. Сейчас в Беларуси работают более двух с половиной тысяч предприятий с российским капиталом. За последние пятнадцать лет товарооборот между Россией и Беларусью вырос почти в семь раз — с 6,5 миллиарда долларов до 44 миллиардов долларов. «Маленькая» Беларусь вышла на второе место по внешней торговле России с партнерами по СНГ и на шестое — со всеми странами мира. Эти изменения заметны и простому российскому обывателю: магазинов с брендом «Сделано в Белоруссии» в наших городах становится все больше. Хотя на пресс-конференции президент посетовал, что, к сожалению, есть не совсем порядочные предприниматели, которые под маркой «белорусские товары» продают подделку. И этим наносят урон имиджу страны.
Вопросов на встрече с Александром Лукашенко прозвучало много, практически на каждый он постарался дать исчерпывающий ответ. Иногда был резок в своих оценках (особенно в «калийной теме»), иногда шутил, очень искренне рассказал о маленьком сыне, о ностальгии по СССР, о том, как в стране сохраняют память о Великой Отечественной войне… Пять часов беседы пролетели незаметно, на едином дыхании. Это почувствовали все, кто присутствовал на встрече. Поэтому было странно буквально через час читать в Интернете выпады некоторых СМИ (которых не было на пресс-конференции) о том, что «батька Лукашенко пять часов мучил журналистов, не давал им выйти из зала и даже не накормил». Ничего подобного. И покормили всех (до и после встречи), и выходить во время пресс-конференции можно было сколько угодно, и вопросы заранее озвучить никто не требовал. А к нападкам в свой адрес белорусская сторона уже привыкла. Президент не раз в своей речи говорил, что готов ответить на любые вопросы, «даже гадкие». И не ради пиара. Он подчеркнул, что каждый приезд в Беларусь российских журналистов (напомню, что в этом году была одиннадцатая встреча) очень важен: «К сожалению, если бы не вы, в России очень мало бы знали о Беларуси. Поэтому единственная моя цель встреч с вами и ваших командировок в Беларусь, чтобы вы ее показали такой, какая она есть. Чтобы русский человек знал, что здесь живут крепкие люди с крепкой дружбой, хорошим отношением к россиянину. И что абсолютно ничего после той страшной войны, где мы были вместе, умирали в окопах, не изменилось». «Мы как были вместе, так и остаемся, и я очень надеюсь, что будем и впредь вопреки некоторым силам развивать наше сотрудничество. Чтобы те, кто хотел разорвать наши отношения, никогда не были бы рады собственным успехам. Вот весь пиар», - сказал в заключение Александр Лукашенко. И к этому сложно что-либо добавить.
P.S. Мы пробыли в Беларуси всего несколько дней, а создалось впечатление, будто прожита маленькая жизнь. С огромным количеством событий. Поездка в страну, входившую когда-то в СССР, оставила хорошее «послевкусие» - сюда хочется вернуться еще раз…
Президент Белоруссии Александр Лукашенко:
О ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ХОККЕЮ
— Я всех предупредил —и частников, и государство: не дай бог, вы страну опозорите ценами на гостиничные номера, продукты питания. Обычно, знаете, цены поднимают заоблачные — это позор. Украину до сих пор полощут за чемпионат Европы по футболу.
О ПРОЕКТЕ «БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ»
— Есть предложение, в частности, за первого ребенка —10 тысяч, за второго — 10 тысяч, за третьего — еще 10 тысяч. На счет в банке. Ты не возьмешь этот счет до определенного времени — трех лет пока не исполнится ребенку или до совершеннолетия — мы должны еще решить. Цена вопроса велика: может и 1 миллиард, а может и 2. Но и цель велика. Без людского ресурса никакого государства не будет.
О ГОРДОСТИ
— Я горжусь тем, что я — президент у этого народа, и что он меня избрал. Я могу себе и моим коллегам поставить в заслугу за это время то, что мы создали свое государство…
Это была окраина, провинция. Да, развитая, хорошая, удобная. Не скажу, что у нас в советские времена плохая была республика. Но не было государства. Люди даже не мыслили психологически, ментально мы к этому не были подготовлены. И мы из разрухи, подхватив страну на краю пропасти, ее сохранили, людей одели и накормили, насколько могли, модернизировали эту страну, производства. И параллельно, это крайне тяжело, мы создали суверенное и независимое государство…
Вот единственное, что я могу себе поставить в заслугу. Все остальное делал народ. И государство тоже создавал не я один. Просто мне выпало счастье идти в этом процессе впереди.

