За 9 месяцев этого года рост малого бизнеса в общем объеме розничной торговли составил 4 %.
Сторонники стандартизации уверяют: тенденция по сокращению доли малого бизнеса в розничной торговле — мировая. Торговые сети наращивают свои объемы, так как людям удобно заходить в них и покупать сразу весь ассортимент необходимых товаров. Малый же бизнес занимает оставшиеся ниши. Например, на западе его представители предлагают свои товары в торговых точках у дома, в специализированных магазинах, на рынках.
— Российский малый бизнес должен ориентироваться на диверсификацию. Сейчас активно внедряется банками стимулирование бизнеса для работы по франшизе. Нужно учесть и то, что сегодня слабо освоена сфера услуг, — подсказала предпринимателям Светлана Абдулазизова, вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области.
Однако здесь участники сразу же обозначили ряд проблем, затрудняющих развитие бизнеса по данным направлениям. Во-первых, сегодня не хватает площадей для развития предпринимательства, прежде всего — торговых. Во-вторых, современное законодательство, особенно на уровне Федерации, не позволяет активно развиваться малоформатной торговле. Так, например, в Ростове нестационарная торговля за два года сократилась в два раза. Уменьшается количество рынков, магазинов у дома, торговых павильонов.
— Предприниматели, конечно, возмущаются, — заявила Виктория Пастухова, начальник отдела организации торговли комитета по торговле и бытовому обслуживанию администрации Ростова, — но когда убрали часть павильонов на проспекте Ворошиловском в районе ЦГБ, в адрес администрации стали поступать благодарности от ростовчан. Наконец открылся вид на красивые застекленные торговые точки, скрытые за павильонами. Вообще, не стало тех магазинов, которые в общем-то портили своей неаккуратностью внешний вид города.
Однако и эту точку зрения разделяли не все. Сразу несколько представителей бизнеса заявили: если бы предприниматели были уверены в завтрашнем дне, они легче бы соглашались на благоустройство помещений. Во-первых, в любой момент может подняться арендная плата за торговую площадь, во-вторых, в нашей стране слишком часто меняются требования к условиям, в которых должен существовать бизнес, причем, как правило, не в лучшую сторону для его развития. Только за последнее время произошло сразу несколько подобных изменений. Нисколько не сыграл на руку малому бизнесу запрет на торговлю алкогольной продукцией в маленьких магазинах. Увеличение страховых взносов привело к значительному сокращению числа ИП. Требования к существованию рынков только в капитальных строениях вызвали тот же эффект. Так что же сегодня происходит — стандартизация или вытеснение малого бизнеса в розничной торговле? Однозначного ответа участники встречи так и не дали, зато и гости донской столицы, и ростовчане-предприниматели сошлись во мнении: несмотря на все сложности, ростовский малый бизнес, в том числе и в сфере розничной торговли, чувствует себя не хуже, чем в целом по России.