Нас можно поздравить. По уровню цен на бензин мы сравнялись с США. Такие данные опубликованы на портале «Газета.ру».

 Если конкретно, то литр автомобильного топлива, аналогичного нашему АИ-95, в Америке можно залить в бак (в пересчете на наши деньги) за 32,4 рубля. А у нас средняя цена бензина в 2013 году составила 32,6 рубля за литр, и это с учетом, что цены на топливо, по некоторым данным, выросли за тот же период на 6 процентов.

Одним словом, в чем-то мы эту самую Америку уже догнали и даже немного перегнали. Хотя следует сразу подчеркнуть: это вовсе не повод поднимать шум, мол, у нас инфляция, а сравнение с США, где уровень жизни выше, вообще некорректно. В данном случае нам действительно есть чем гордиться, потому что в европейских странах ситуация несколько иная. Вот, например, Норвегия в 2013 году установила антирекорд. Там литр 95-го зашкалил за 79 рублей, если пересчитывать на наши деньги. И в других европейских странах не лучше. А если при этом учесть, что уровень доходов тех же европейцев ниже, чем американцев, но выше, чем россиян, то мы со своими «американскими» ценами на бензин находимся где-то посередине. Это и рейтинги подтверждают: по возможностям приобрести определенное количество автомобильного топлива на среднюю зарплату россияне находятся на 17-м месте из 33 европейских стран. Конкретнее: могут купить в среднем 717 литров бензина. А если судить по тому, сколько у нас сегодня на улицах автомобилей, то напрашивается вывод: либо российские автовладельцы тратят всю свою зарплату на топливо, либо уровень средней зарплаты далеко не отражает реальные доходы населения.

Вообще, вся эта арифметика может косвенно свидетельствовать вот о чем: уровень жизни среднего российского гражданина скорее растет, чем падает. И хотя мы время от времени постанываем из-за роста цен на жилищно-коммунальные услуги или на то, что после подорожания иностранных валют цены на продукты в супермаркетах подскочили — это скорее дань привычке. Дескать, отчего бы и не поворчать на цены, тем более что никто из нас не упомнит случая, чтобы за два с лишним десятилетия реформ цены когда-нибудь на что-нибудь снижались. Вопрос в том, что с чем сравнивать. Те наши граждане, которым довелось жить в эпоху так называемого «брежневского застоя», помнят анекдот: «В магазинах продуктов нет, а холодильники у всех полные». Теперь, видимо, это ироничное выражение должно звучать примерно так: «У всех зарплаты маленькие, но все ездят на личных авто и доверху набивают в супермаркетах тележки продуктами».

При чем тут бензин, спросите вы? Да все при том же. Если для значительной части наших граждан уровень цен на автомобильное топливо небезразличен, можно с большим основанием сказать: со страной, в которой эти граждане проживают, все в порядке. И если мы сравнялись с теми же Соединенными Штатами по уровню цен на бензин, а от европейской Норвегии серьезно отстали, то это вовсе не означает, что мы бедные, спрос у нас не растет, а потому, дескать, и цены на топливо относительно невысоки. Скорее тут можно сделать вывод, что мы правильно ведем экономическую политику. Например, в США после кризиса 2008 года делали все, чтобы стимулировать потребительский спрос, в том числе старались не повышать и цены на бензин, потому что автомобиль для американца — это стиль жизни. У нас действия в чем-то схожие: за последние несколько лет в России активно стимулировали спрос на автомобили как отечественного производства, так и на иномарки, производящиеся на территории нашей страны. Результаты — на наших улицах автомобилей стало в разы больше. При этом топливо росло в цене совсем не такими высокими темпами, как продажи автомобилей, хотя, казалось бы, при таком автомобильном буме наш бензин уже давно должен стоить не меньше норвежского. И если посмотреть на всю картину под таким углом зрения, то получается парадоксальная ситуация: фактически в России цены на бензин не росли, а даже снижались. Оптимистический вывод, не правда ли? Хотя, если кто не согласен, можно поспорить.