Весь март жители Ростовской области, особенно проживающие в глубинке, с тревогой отслеживали противоречивые известия: то обещали сократить полсотни курсирующих по области электричек, то отменить сразу несколько «пиковых» рейсов. К началу апреля выяснилось: отменять электрички не будут. Добиться такого удалось не всем регионам России.



Проблеме тотального сокращения маршрутов пригородного железнодорожного сообщения было посвящено заседание рабочей группы Общероссийского народного фронта: в Ростов-на-Дону прибыли десятки региональных чиновников со всей России, чтобы обсудить этот вопрос с представителями ОАО «РЖД» и общественности.

д3.jpg

Во многих регионах ситуация трагичная: с одной стороны — огромная длина маршрута и достаточно низкий пассажиропоток, с другой — до многих населенных пунктов добраться по автомобильным дорогам крайне сложно. Региональные чиновники акцентировали: прийти к общему решению с ОАО «РЖД», владеющим значительными долями региональных транспортных компаний, подчас непросто. Они жаловались на непрозрачность выставляемых счетов, а также на неподъемные условия аренды и обслуживания вагонов и поездов от «РЖД».

д4.jpg

В ответ представитель ОАО «РЖД» Геннадий Верховых предложил регионам даже не выкупить, а принять в дар весь передвижной состав пригородного сообщения. И, не дождавшись ответа, назвал пригородные перевозки для своей компании не бизнесом, а «кабальной обязанностью». Он напомнил, что по постановлению правительства РФ перекрестное субсидирование для корпорации для компенсации затрат на пригородное сообщение было отменено, а с 2010 года для обслуживания пригородных перевозок созданы 28 совместных предприятий ОАО «РЖД» и субъектов РФ: «РЖД» предоставляет этим компаниям в аренду подвижной состав, а регионы осуществляют перевозки и устанавливают тарифы на обслуживание пассажиров. В итоге только в прошлом году корпорация получила более 23 миллиардов рублей убытков. Поэтому, по словам Геннадия Верховых, в тех регионах, где на текущий год не заложили в бюджеты достаточную компенсацию этих затрат, количество электричек сократили. «Шесть регионов России вообще отказались возмещать убытки, десятки других компенсируют 30 — 40 %, — рассказал он. — Между тем по федеральному законодательству именно субъекты несут ответственность за пригородное железнодорожное сообщение».

5.jpg

Изменить ситуацию призвана концепция развития пригородных пассажирских перевозок, по которой каждый субъект РФ до 20 июня этого года должен разработать долгосрочные планы транспортного обслуживания населения – определить социальный заказ. И уже по этой программе региональные власти обязаны рассчитать требуемое количество электричек, тарифную систему и финансирование из регионального бюджета. В ответ на что прозвучали возражения: по мнению региональных чиновников, разработать такие планы невозможно, потому что в ФСТ России до сих по не разработали методику расчета экономически обоснованного уровня тарифа…

… Вновь завязавшуюся полемику чиновников и отраслевых специалистов прервал поистине богатырский окрик из зала, потребовавший прекратить очередное производственное совещание на общественном мероприятии. «Эти вопросы вы были обязаны обсудить гораздо раньше между собой, а не жаловаться друг на друга перед народом. Объясните, почему закон об отмене перекрестного субсидирования и переложения на регионы обязанностей по содержанию электричек был принят в 2010 году, а концепции финансирования и методики вы обсуждаете только сейчас?! — потребовал зампредседателя ростовского «Боевого братства» Игорь Блиджан. — Вы почему сначала отменяете поезда, а потом уже задумываетесь о расчетах?». «Забалтыванием» проблемы узко техническими вопросами назвал происходящее и зампредседателя ростовского отделения «Союза пенсионеров России» Леонид Зимин: «Отмена электричек – это не только социальная проблема, но и политическая, — заявил он. — Люди не могут свободно передвигаться по своему краю, добраться не только до дачи, но после такой же «оптимизации» в здравоохранении и образовании – до больницы или школы. Вы о чем вообще раньше думали?». В пренебрежении интересами жителей обвинил чиновников представитель ростовского «Союза дачников»: при сокращении электричек многие не смогут добраться до своих садов и огородов, которые кормят тысячи семей, а для многих постоянно живущих в садовых товариществах пожилых людей такая изоляция станет угрозой для жизни. «И о какой низкой рентабельности, например, электрички «Ростов–Таганрог» вообще может идти речь, когда по этому маршруту буквально натыканы садовые товарищества? Для тысяч людей это — «дорога жизни», — изумился Петр Душар и обвинил железнодорожников… в шантаже. Выступления ростовских общественников в зале каждый раз поддерживали бурными овациями.

В итоге на заседании ОНФ было принято решение направить обращение к правительству РФ с требованием заморозить сокращения пригородного железнодорожного транспорта в России до конца 2014 года, а за это время «простимулировать» разработку необходимых для расчетов методик и принятие региональных программ пригородных перевозок. А уже потом под общественным контролем рассчитывать, где электрички окажутся не нужны. Также «фронтовики» предложили и руководству «РЖД» еще раз пересмотреть свои затраты: в мизерные доходы корпорации, которая тратит миллионы рублей на финансирование спортивных клубов и проведение новогодних корпоративов, им верится с трудом.

По словам замминистра транспорта РО Евгения Лебедева, в Ростовской области вопрос об отказе от пригородного железнодорожного сообщения даже не рассматривается: для нашей территории это социально значимый вид транспорта. Поэтому опасаться отмены электричек жителям не стоит – все необходимые дотации в ближайшее время будут выделены из областного бюджета. Правда, и у нас не без изменений: уберут несколько не особенно заполняемых рейсов, сократят количество вагонов. Зато в данный момент обсуждается очередная попытка введения городских электричек в Ростове-на-Дону, а в скором времени еще и оснастят пригородное сообщение парой «Ласточек», обслуживавших ранее гостей Олимпиады в Сочи.