В Ростове состоялся третий межрегиональный урбанистический съезд «Развитие городов юга России», который еще раз доказал, что конкуренция между городами России за финансовые, трудовые и интеллектуальные ресурсы — реальность, с которой сегодня необходимо считаться.
Фото/Видео: Елена Слепцова
Участие в форуме представителей власти, бизнеса, интеллектуальной элиты региона подтвердило важность борьбы, в которую вступили южные города.
Это своеобразный сигнал для муниципалитетов: меняется модель развития городов, и власти должны быть к этому готовы. Согласно исследованиям, в южной «гонке» примерно 16 участников, городов с населением от 100 тысяч человек, обладающих потенциалом от среднего до максимального. Сегодня уже нет того неоспоримого разрыва между Ростовом, «богатой и ленивой столицей», и другими южными городами, как было раньше, убежден организатор форума, гендиректор и главный редактор журнала «Эксперт Юг» Владимир Козлов. Практически во всех рейтингах лидирует Краснодар, что во многом объясняется «вливаниями», сделанными при подготовке к Сочинской олимпиаде.
Однако до сих пор Ростов остается абсолютным лидером на юге России по величине доходов бюджета. Но это накопленный уровень, считают эксперты. За последние четыре года ростовские доходы выросли на 10 %. За это же время в Краснодаре их рост превысил 40 %, в Пятигорске – 25 %, даже в Махачкале — более 20 %. Не исключено, что город просто заходит на новый виток развития. За последние два года Ростов имеет опережающие темпы роста инвестиций: в 2012 году — 13 %, в 2013 — более 20 %. После долгого спада обозначился реальный рост жилищного строительства, за счет трудовых мигрантов почти в полтора раза увеличилось число работников на предприятиях. В 2013 году неожиданно быстро — на треть — выросла заработная плата, которая в предыдущие годы сохранялась на уровне примерно 23,5 тысячи рублей.
Но при этом очевидно, что Ростов не стремится превращать экономические достижения в социальные. Здесь непочатый край работы – создание деловой инфраструктуры, реконструкция исторических памятников, замена ветхого жилья, развитие парковых зон, транспортной инфраструктуры, торговли. В донской столице ощущается острая нехватка врачей — их число на 10 000 человек меньше, чем в Краснодаре, Астрахани и даже Элисте. При том, что Ростов регулярно попадает в число десяти лучших городов России, в нем тратится в 2-5 раз меньше бюджетных денег на культуру и спорт, образование, транспорт и дороги, чем в других городах из списка «десятки».
По мнению экспертов, главная проблема Ростова упирается в отсутствие модернизации городской инфраструктуры, что заставляет город каждую зиму переживать транспортные коллапсы. Сюда же следует отнести слабое взаимодействие городской власти с региональным бизнесом, который охотно принял бы участие в бизнес-проектах при наличии программы развития города. Региональный проект «Стратегия перемен» не обновлялся с 2011 года, у Ростова нет собственных проектов, если не считать обязательных для освоения целевых программ. Существующая «Стратегия развития Ростова-на-Дону на период до 2025 года» достаточно эффектна, но нет информации о том, как она реализуется. Потому, если не считать подготовки к чемпионату мира по футболу, то «говорить не о чем», утверждают эксперты.
Между тем статистика не показывает существенную часть экономического роста донской столицы, поскольку он выплеснут за ее границы на территорию Ростовской агломерации. Ростов прирастает развитием Батайска, Аксайского и Мясниковского районов, превращаясь в Большой Ростов, что явно повышает его инвестиционный потенциал. Пока агломерация складывается стихийно, однако ее развитием можно и нужно управлять. Как именно это делать — горячо спорили на одной из секций форума. Ясно, что именно на агломерацию и делается ставка при подготовке к чемпионату мира по футболу. Освоение левобережья Дона даст Ростову новую зону для развития.
Об этом говорил в своем выступлении на форуме и губернатор Ростовской области Василий Голубев, подтвердивший перечисленные проблемы Ростова. Среди главных он назвал не только не справляющуюся с потоком транспорта дорожно-транспортную сеть, транспортные пробки и загрязненность воздуха, зимние коллапсы на дорогах; большую долю аварийного жилья в центре города, но и проблемы «точечной застройки» центра Ростова; недостаток городских земель в целом.
Дальнейшие перспективы развития донской столицы и всего региона, по мнению Василия Голубева, тесно связаны с реализацией крупнейших инфраструктурных проектов — реконструкцией Ворошиловского и Аксайского мостов, строительством и реконструкцией дорог, транспортных обходов Ростова, созданием новых жилых районов. Важнейшим остаётся развитие инженерной инфраструктуры, в том числе с помощью масштабных программ «Вода Ростова» и «Чистый Дон».
На судьбе Ростова и области должны глобально отразиться строительство международного аэропорта «Южный», прокладка высокоскоростной железной дороги Москва — Адлер, а также строительство стадиона и развитие левобережья Дона в рамках подготовки к ЧМ-2018. Речь идет не только о строительстве здесь спортивных сооружений и современного ипподрома, но также жилья, бизнес-центров, гостиниц, объектов здравоохранения и энергетики. Общий объем инвестиций на подготовку к мундиалю составит примерно 85 млрд. рублей.
Выступивший на форуме мэр Ростова Михаил Чернышев подтвердил мнение экспертов - инвестиций городу действительно не хватает. Чтобы бизнес вкладывал деньги, ему необходимы гарантии от всех уровней власти, что тормозится существующей законодательной базой в финансово-хозяйственной сфере, считает мэр Ростова. Кроме того, тарифные риски не позволяют дать бизнесу гарантии на срок более пяти лет. «Если решим проблему — сможем привлечь более 1 миллиарда долларов на реконструкцию тепловой сети Ростова, — пообещал М. Чернышев. — То же относится и к решению транспортной проблемы – мы сможем освоить северный и северо-западный обходы Ростова, пустив по ним транзитный и тяжелый транспорт, чем разгрузим центр. В планах также строительство подземного «дублера», соединяющего центр донской столицы с Северным жилым массивом, который проляжет под землей параллельно проспектам Ворошиловскому и Нагибина и — далее».
И все-таки самое важное, считает донской губернатор, «…это перейти от теоретических обсуждений к практической реализации. И если выводы из этих обсуждений будут донесены до власти, это может помочь в деле развития южных территорий».