Ростовчане замерли в ожидании. С начала августа городские власти вводят новую маршрутную сеть движения общественного транспорта. Завершен и конкурс на право осуществления пассажироперевозок.

Последний раз он проводился в донской столице еще в 2005 году. По идее, очередной конкурс должен был состояться в 2009 году, но этот срок почему-то пропустили. И вот, спустя почти девять лет, свершилось!..

Конкурс впервые был совместным, то есть одновременно в нем участвовали как муниципальные транспортные компании, так и частники. Чтобы победить, потребовалось набрать больше тысячи баллов. На этот раз среди требований конкурса – даже наличие в салоне автоинформатора остановок. У кого он есть – получил дополнительные баллы.

Заявки подавали 17 перевозчиков, но три к конкурсу вообще не были допущены. «По разным причинам», – не конкретизируют в департаменте транспорта. Всего же перевозчики сменились на 35 маршрутах. К сведению, протяженность некоторых маршрутов в Ростове превышает 50 километров. Работа на них по уровню нервного и физического напряжения – на «грани» всех допустимых норм.

В результате изменений сети и итогов конкурса в Ростове появятся новые направления. Например, №1 – от жилого комплекса «Суворовский» до Центрального рынка.

При этом исчезнут такие маршрутки, как №6, 20, 93. Самый злополучный из них – маршрут №6 (областная больница – Центральный рынок, по улице Зоологической), таким образом, вообще останется почти ни с чем. Несколько муниципальных автобусов большой вместимости ездят здесь проблемно и часто ломаются. Например, в прошлый понедельник, в вечерний час пик, автобус не смог двинуться на повороте с «кольца» РИИЖТа на улицу Ленина. Несколько десятков человек покинули его и проследовали колонной до ближайшей остановки, где замерли в долгом ожидании.

Маршрут №6, как и еще четыре других, оказался не востребован победителями конкурса, которые имеют право преимущественного выбора.

Возможно, будет объявлен дополнительный конкурс с лотами данных маршрутов, но когда это случится – неизвестно.

Кардинальные изменения ожидают и тех, кто пользуется маршрутами № 51, 61 «Мечникова – Центральный рынок». Привычных желтых и белых «ГАЗелей», которые курсировали здесь с достаточно коротким интервалом времени и превратили эти маршруты в одни из самых доступных для пассажиров, тоже больше не будет.

В городском департаменте транспорта объясняют, что в конкурсе выиграл другой перевозчик – ООО ТК «Авто– Лайн». Она и будет теперь обслуживать маршруты №51, 61 и следующий отсюда же до Центрального рынка, но через Новое поселение – №9. Причем ездить транспорт «Авто-Лайна» станет в режиме «обычный», то есть с предоставлением льгот.

Нужно сказать, власти целеноправленно движутся к поставленной несколько лет назад цели – избавиться от маршрутных такси. В ходе нынешнего конкурса их количество уже сокращается почти вдвое. Но и те больше не смогут перево­зить пассажиров по Большой Садовой. Главную улицу решено отдать только большим автобусам . Маршрутки переместят на параллельную улицу Красноармейскую.

Некоторые пророчат, что это приведет к транспортному коллапсу, так как улица Красноармейская и так в плохо пробиваемых «пробках». Помимо городских автобусов, троллейбусов, маршруток, по ней движется и междугородный транспорт. К тому же экологами улица признана одной из самых «грязных» в городе. Ее жителям теперь и вовсе не позавидуешь.

Установившееся ценовое равновесие – плата за проезд в автобусах и маршрутках теперь одинаковая – 17 рублей – по мнению некоторых экспертов, тоже одна из мер «выдавливания».

– Просто автобусы смогли экономически обосновать повышение стоимости с 15 до «маршруточных» 17 рублей, а маршрутки – нет. Вот так и получилось это «равновесие», – уверяет директор городского департамента транспорта Сергей Посохов.

Появившаяся в Ростове год назад система интеллектуального мониторинга и диспетчеризации позволяет видеть местонахождение транспорта, время простоя и прочие важные данные. В идеале, это должно дисциплинировать водителей. Но пока по-прежнему нередко «маршрутки» выезжают на обслуживание пассажиров не из гаражей, где обязаны проходить систему допуска, а со дворов домов водителей. Практикуется и съезд их с маршрута при небольшом пассажиропотоке. Например, в вечерние часы выходных дней. Нередки ДТП с их участием. Последнее произошло на улице Королева несколько дней назад. Водитель врезался в припаркованный Камаз. Есть травмированные пассажиры.

Автобусы большой вместимости тоже имеют массу «минусов»: в их салонах бывает грязно, а летом почти всегда душно, из двигателей нередко валят клубы черного дыма. Если маршрутки вечно спешат и подгоняют друг друга, то автобусы на остановках простаивают, набирая пассажиров, по 5-7 минут. Особенно злачным местом в этом смысле стал проспект Ворошиловский – остановка на углу с Большой Садовой и далее – с улицей Горького.

– Четко время нахождения на остановке не регламентируется никакими документами, но, в любом случае, это должен быть разумный отрезок времени, порядка 30 секунд – минуты, чтобы безопасно высадить и впустить в салон пассажиров, – говорит начальник отдела общественного пассажирского транспорта Александр Варич. – Пассажиры могут сигнализировать нам о каждом случае простаивания на остановках по телефону «горячей линии» 253-16-22. На всех перевозчиков заведено досье. Чем больше «проколов», тем, соответственно, увеличивается и риск потерять маршрут.

В городском департаменте говорят, что все новшества направлены на оптимизацию работы общественного транспорта и усиление требований к перевозчикам. Словом, хотят, как лучше. Горожане, конечно, «за» и просят только об одном: «Чтобы не получилось, как всегда».