
Юлия Попова, курьер
— Ситуация с «парадом» банкротств напоминает рухнувшую пирамиду МММ. Значит, они работали не совсем прозрачно. Или набрали кредитов, а потом не смогли их оплатить. Жаль только, что страдают обычные люди, которые год копили деньги на свой отпуск и поверили этим турфирмам. Руководители компаний и те, кто им помогал проворачивать дела, явно останутся в стороне и не будут отвечать за свои промахи.
Андрей Копылов, преподаватель
— Мне кажется, руководство страны просто пытается таким жестким способом ограничить «отток капитала» в другие страны и уменьшить влияние зарубежья на россиян.
Галина Крупонина, пенсионерка
— Турбизнес явно живет на кредитах. Зимой пытаются продать путевки на отдых летом, сначала берут деньги у населения, потом начинают выкупать номера и билеты оптом. Удивительно только, что рухнули фирмы, у которых был огромный опыт и авторитет, а не мелкие фирмочки, которые расплодились в последние годы. В Ростове, куда ни глянь, везде — таблички турфирм. Как они выживают, непонятно. Или просто закрываются так тихо, что никому не слышно?
Марина Демьяненко, врач
— Думаю, в банкротстве турфирм несколько причин - это ошибки в планировании (не рассчитали свои возможности) и обстановка в мире. Люди не знают, что будет завтра, поэтому не готовы тратить много денег на отдых, вместо заграницы выбирают Черноморское побережье и Крым. Вот крупные фирмы, которые выживали за счет зарубежья, и лопнули.
Арсен Бегдоян, водитель
— Сыграл свою роль запрет на выезд за границу для представителей силовых структур и рекомендация не выезжать за пределы страны чиновникам. Наверное, они были постоянными клиентами тех фирм, которые обанкротились.
Татьяна Трушко, предприниматель
— На мой взгляд, несовершенство законодательной базы приводит к тому, что операторы зачастую не просчитывают свои возможности и живут не по средствам, понимая, что при любой неблагоприятной ситуации с продажами можно запустить схему банкротства.
Но сегодня все страховые финансовые обеспечения крупных игроков не покрывают их рисков и не соответствуют объемам продаж.
Например, наша компания имеет 30 миллионов рублей гарантий, как и обанкротившийся «Лабиринт», при этом мы вообще не ставим чартерные программы, а работаем в сегменте индивидуального операторства. Конечно, есть разные ситуации, но в целом операторы рассуждают примерно так — есть организация «Турпомощь», людей вывезут, страховые деньги частично возместят. Ведь, к сожалению, никто из обанкротившихся операторов за последних 5 лет не понес никакой ответственности за свой бизнес и за испорченный отдых туристов. Хотя такое банкротство бьет по репутации всей отрасли и работающих там людей. Почему-то мы ни разу не слышали о банкротстве региональных туроператоров и агентств… Наверное, потому, что на этом рынке крутятся другие деньги.
При определении порядка ответственности мы, региональные агентства, предлагали привязывать гарантии к объемам продаж, но, к сожалению, нас не поддержали наверху.
И еще… Думается, что ситуация с «Лабиринтом» - это запланированное мошенничество, я не верю, что авиакомпания могла допустить задолженность в 1,5 миллиарда рублей.
Татьяна Нечепаева, руководитель туристической компании
Итоги опроса на сайте и в сети:
- из-за мошенничества руководства турфирм — 60%
- из-за демпинга цен на путевки —– 10%
- главная причина - политическая обстановка в стране и за рубежом — 30%

