В Ростове на левом берегу Дона продолжаются работы по строительству современного транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт».
Разговоры о том, что Ростовский порт пора переводить за пределы городской черты – на левый берег Дона, ведутся давно. Эта идея нашла отражение и в генплане развития Ростова до 2025 года. Потому первый этап работ начался еще в 2008 году.
Для экономики Дона и Юга России
Речь идет не просто о переносе порта на левый берег Дона, в промышленно-портовую зону «Заречная», но о масштабном строительстве транспортно-логистического узла на участке площадью примерно 400 га. Здесь будут возведены 25 причальных комплексов, среди которых — контейнерный, угольный и зерновой терминалы, терминал по перевалке минеральных удобрений, индустриальный и логистический парки. В рамках реализации первого этапа (2008 — 2010 годы) уже построены современные причальные комплексы, грузовые площадки, внутрипортовые автомобильные и железные дороги.
Второй этап, рассчитанный на два года (2014-2016), уже стартовал, но существуют ряд вопросов, которые надо согласовывать с Минтрансом РФ, — о строительстве железнодорожной станции «Универсальная». С природоохранными ведомствами необходимо обсудить шаги, которые позволят минимизировать вред от строительства и дальнейшей эксплуатации узла для живых обитателей реки.
Об этом и шла речь на заседании Морского совета при донском правительстве, в котором принял участие губернатор В. Голубев.
Реализация строительства нового транспортно–логистического узла Ростовского порта на Заречной позволит создать более 2000 рабочих мест и привлечь в экономику Дона дополнительные инвестиции, помимо тех 5 млрд. рублей, которые вложили инвесторы на первом этапе реализации проекта, начиная с 2006 год. На эти деньги уже построены 10 причальных комплексов, 90 тысяч квадратных метров открытых складских площадок, первая очередь угольного терминала, контейнерный терминал большой мощности.
Общая же стоимость проекта, включенного в федеральную программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы», а также в перечень приоритетных инвестпроектов ЮФО и региональную программу «Сто губернаторских инвестиционных проектов», составляет свыше 24 млрд. рублей. Это — деньги из казны федерации и региона, а также внебюджетные средства.
Высказал свое мнение о проекте и губернатор Ростовской области Василий Голубев:
— Я не раз говорил о том, что наша донская экономика является локомотивом развития всех южнороссийских регионов. Ни у кого нет такого числа инвестиционных проектов, как у нас. Строительство транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт» увеличит грузопоток и позволит привлечь новые инвестиции. Главное — определить «дорожную карту» и согласовать «узкие» места со всеми заинтересованными ведомствами, включая железнодорожников и природоохранные структуры.
На заседании Морского совета речь шла и о строительстве рокадной автодороги, которая свяжет ул. Шоссейную и Западный подъезд к Ростову. Уточнялось направление трассы в связи с разработкой новых дорог к стадиону на левом берегу Дона и строительством восточного обхода города Аксая.
Вдоль берега: от Буденновского — до Кизитеринки
Перенос Ростовского порта на Заречную высвобождает в донской столице земельные участки и открывает новые перспективы для развития городской набережной. Можно надеяться, что к началу чемпионата мира по футболу в 2018 году ростовчане и гости города смогут прогуляться по набережной вдоль донского берега от проспекта Буденновского до 13-й линии. А со временем — и дальше.
Это предусмотрено Генпланом развития Ростова до 2025 года — продление городской набережной от Богатяновского спуска до Кизитериновской балки. Подразумевается и строительство автомобильной дороги по продолжению ул. Береговой, что будет идти параллельно набережной, как и сегодня на уже действующем участке.
По словам мэра Ростова Михаила Чернышева, первая очередь строительства намечена на 2017-2018 годы.
Продлим навигацию
Вполне довольны таким поворотом дел и портовики. Нынешнее местоположение Ростовского порта не слишком выгодно. Существующие сегодня подъездные пути – только автомобильные, что мешает увеличению товарооборота, проходящего через порт.
Наличие режима пропуска судов под железнодорожным мостом — еще один камень преткновения. Он «съедает» до 1, 5 месяцев навигации, пожаловался генеральный директор ОАО «Ростовский порт» Павел Швацкий. Когда состоится «переезд» на Заречную, то такой зависимости от потери времени в ожидании пропуска судов под мостом не будет, что экономически очень выгодно для порта – навигация по существу будет круглогодичной.
Еще один несомненный «плюс»: новый порт будет современным — в отличие от сегодняшнего. Ростов уже передал 0,6 га земли на левом берегу для строительства административного здания морского пункта пропуска через госграницу РФ.