По статистике поисковой системы «Яндекс», на словосочетание «Сделано на Дону» ежемесячно приходится около трех тысяч запросов, причем чаще всего интересуются им жители Ростовской области.
Сейчас право размещать особый логотип «Сделано на Дону» на своей продукции получили семь предприятий — флагманы донской экономики: «Тавр», «Юг Руси» и «Астон», производитель товаров из индейки и утки «Евродон», владелец марки «Аютинский хлеб» ИП Гуковская, известная своим текстилем «Донецкая мануфактура» и ростовский «Газоаппарат». Стоит сразу отметить: особый знак выдается не фирмам, а конкретным товарам, прошедшим особый контроль.
— Этот логотип не присваивается автоматически всему, что территориально было изготовлено в Ростовской области. «Сделано на Дону» — это в первую очередь уникальная система сертификации продукции, в оценку качества которой заложены международные критерии, — акцентирует начальник отдела координации торговли департамента потребительского рынка РО Ольга Сторожева. — Сейчас разрабатывается федеральная система добровольной сертификации «Сделано в России», а в Ростове эту идею мы уже реализовали…
Хотя идея регионального бренда в России существовала давно, в Ростовской области пошли по особому пути. «Чаще всего производителей стараются «собрать» только по территориальному принципу или же охватить какой-то один сегмент производства: молоко, фрукты или вязаные платки, — отмечает профессор кафедры «Маркетинг и коммуникации» экономического факультета ЮФУ Елена Мидлер. — Но в нашей области при создании такой «народной марки» заложили возможность объединить под одним брендом разные виды товаров, ведь на Дону, кроме продуктов питания, производят и прекрасный текстиль, хозтовары, технику».
По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты РО Светланы Абдулазизовой, такой единый бренд выгоднее для производителей: «Для небольших фирм это возможность существенно снизить затраты на рекламу, тем более что «под зонтиком» имиджа именитых донских фирм можно продвигать и менее известных, но с достойным качеством. А для крупных, и так уже заявивших о себе производителей — это дополнительный бонус в конкурентной борьбе за пределами региона: здесь играет роль и региональное признание, и имидж самой Ростовской области». Это подтвердили и в пресс-службе компании «Евродон»: «Ростовская область фактически стала родиной российской индейки и утки: на Дону расположены крупнейшие производственные комплексы, которые работают на местной кормовой базе. Почему бы нам не сообщить клиентам в других регионах России, откуда наш продукт? — пояснили нам причины получения знака «Сделано на Дону». — Поэтому мы не остановились на сертификации продукции из мяса индейки и сейчас почти завершили этот процесс и по мясу утки».
За ростовскими флагманами действительно уже потянулись и другие: за последнее время на суд экспертов были представлены 40 товаров от донских производителей. На данный момент лишь девять донских фирм из семнадцати могут быть твердо уверены в скором получении права на использование знака «Сделано на Дону», остальные же еще проходят аудит или же исправляют выявленные недочеты. Уже известно, что две донские фирмы сошли с дистанции из-за несоответствия качества их продукции требованиям, а еще два предприятия — из-за неполного предоставления документов. Как признался руководитель одной из ростовских фирм, получивший отказ, выявленные экспертами недочеты оказались лично для него новостью: «Никогда не было проблем с надзорными органами, у розничных сетей — на хорошем счету. Уже собирался поднимать скандал, — смеется он. — Но эксперты мне доказали несколько «пробоин» в системе проверки качества — теперь будем исправлять и в следующем году снова пытаться получить этот сертификат».
По словам специалистов Ростовского Центра стандартизации и метрологии, занимающихся аудитом претендентов, чаще всего при проверке обнаруживаются недочеты в документации или в работе системы менеджмента качества. Например, нарушение правил управления записями или состояния окружающей среды на производстве — даже подобные вроде бы «бумажные» нарушения могут повлиять на качество продукции, поэтому будут причиной для отказа. «Одобрение получат только лучшие, — категоричны они. — В этом смысл добровольной сертификации: кроме обязательного минимума требований, проверяются все детали, вплоть до документации на оборудование. Пробы мы отбираем сами, на мелочи глаза не закрываем — знак «Сделано на Дону» должен гарантировать качество товара».
А вот для тепличного комбината «Ростовский», который уже прошел практически все этапы для получения заветного логотипа, территориальный ориентир для покупателя, пожалуй, даже важнее. «Покупатели будут уверены в том, что наши овощи — местные: выращены на донской земле, с помощью российского оборудования, — поясняют нам свое желание получить логотип «Сделано на Дону». Здесь признают: требования для сертификации достаточно строгие, но подобные доказательства качества продукции и расходных материалов нередко требуют и крупные розничные сети — для добросовестного производителя это проблем не составит.
Несмотря на то, что развитие бренда «Сделано на Дону» курируется на уровне областного правительства, каких-то особых привилегий или дотаций от области производители товаров с логотипом «Сделано на Дону» не получат, напротив, спрос с них будет куда строже — право на знак нужно будет подтверждать ежегодно. Поддержку, в первую очередь информационную, обещают самой региональной марке качества — не отдельным предприятиям, а повышению престижа полученного знака системы сертифицирования «Сделано на Дону».
Впрочем, и самих участников этот бренд не обезличивает: так, на недавно прошедшем инвестиционном форуме «Сочи-2014» донские товары, получившие этот знак, были представлены на региональной экспозиции рядом с инвестпроектами, а буквально через несколько недель лучшие «региональные марки» будут чествовать на межрегиональном форуме по защите прав потребители в Ростове-на-Дону. В конце года лучшие производители