На своем вчерашнем расширенном заседании донское правительство подвело итоги социально-экономического развития области в 2014 году

Что обращает на себя внимание, так это сама тональность обсуждения. Спокойная, деловая, без ежесекундного поминания «этого сложного времени», «кризисных явлений» и прочих реалий, которые порой так любят призывать в оправдание собственной нерасторопности либо для объяснения неудач.

Да и неудачным, собственно, минувший год едва ли можно считать. Он был для области отмечен ростом объемов в большинстве отраслей производства и сферы потребления. Многие показатели стойко превысили среднероссийские значения. Первый заместитель губернатора Александр Гребенщиков перечислил наиболее динамично развившиеся в прошлом году направления. Это обрабатывающие производства, увеличившие выпуск продукции на 5,6% по сравнению с 2013 годом (в России – на 2,1%). Это добыча полезных ископаемых, выросшая на 9,5% (в России – на 1,4%). Это и агропромышленный комплекс, где в минувшем году хозяйствами всех категорий произведено продукции сельского хозяйства на 190,6 млрд рублей, что на 11,7% больше, чем год назад. Заметим, что в среднем по России рост сельхозпроизводства находится на уровне 3,7%. Не в последнюю очередь в донском лидерстве роль сыграл рекордный урожай.

Другой первый заместитель губернатора Игорь Гуськов указал на очевидную стабизизацию социальной ситуации. Этому способствовали и рост среднедушевых доходов населения – на 10,8% по отношению к 2013 году при среднероссийском показателе в 6,9% , и рост зарплат, и сохранение, вопреки всем прогнозам, устойчивости донского рынка труда.

По мнению губернатора Василия Голубева, успешно решать задачи социально-экономического и гуманитарного плана в минувшем году позволяли хорошо поставленная работа на опережение, умелая расстановка приоритетов. Такой стиль необходимо сохранить и сегодня, когда по вполне понятным причинам сложность задач и вызовов лишь возросла:

– Говорить надо прежде всего только о проблемах, которые требуют решения. Жестко, конкретно, объективно оценивая исполнительскую дисциплину...

И обязательно стараться предвидеть ситуацию. В. Голубев считает, что, например, нынешнего обострения вокруг Новочеркасского электровозостроительного завода можно было бы избежать, если бы на целый ряд финансово-экономических нюансов внимание было бы обращено раньше. И если бы существовало более отчетливое понимание НЭВЗа не просто как части крупного надрегионального холдинга, а как предприятия, для области системообразующего. Сейчас, когда такое понимание появилось, предпринимаемые шаги, по убеждению губернатора, должны принести положительный эффект. Со сложной ситуацией на НЭВЗе удастся совладать.

Что же касается кризисных явлений, то для того, чтобы свое­временно реагировать на них, создана комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и поддержанию стабильности. Как водится, намечены планы. Но результат будет получен только при условии, если эти планы не останутся просто планами:

– Наш антикризисный план не должен быть документом, в который нельзя вмешиваться. Наоборот, он должен быть гибким, учитывающим развитие ситуации в экономике и социальной сфере...

Губернатор пообещал ежемесячно анализировать и оценивать ход выполнения данного плана. А при необходимости – и оперативно вносить туда коррективы:

– Таким образом мы создаем своеобразную систему оперативного реагирования, которое позволит свести к минимуму влияние различных негативных явлений на экономику области. Все должны в полном соответствии с принятыми документами выполнять задачи, которые им поставлены. Любой сбой – это сбой в работе всей системы в целом...

Это в полной мере относится и к такой выдвинутой жизнью задаче, как обеспечение импортозамещения. Хотя область находится еще в самом начале большого пути по созданию, наращиванию и развитию собственных мощностей в разных сферах производства, но уже можно назвать ряд перспективных направлений. По оценке заместителя губернатора Михаила Чернышева, уже в обозримом будущем области может быть создан прочный костяк системы, которая позволит свести к минимуму, а затем в целом ряде случаев и отказаться от зависимости от импорта.

Речь именно о системе, потому что задача импортозмещения носит системный характер. И, если хотите, характер политический, потому что речь в первую очередь идет о продовольственной и технологической безопасности страны. А кроме того, решение этой задачи позволяет стабилизировать и кардинально улучшить ситуацию с занятостью населения. Решить ее помогут повсеместно создаваемые ныне производственные кластеры, продуманные программы инвестирования и господдержки АПК и малого бизнеса, уверенно взятый курс на развитие оптово-логистических центров. И, конечно, постоянное внимание к конкурентоспособности собственной продукции. Вот тогда, по мнению М. Чернышева:

– В течение трех лет мы сможем выйти на обеспечение всеми видами продовольствия, за исключением разве что нескольких позиций...

А пока работа продолжается по плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и поддержания социальной стабильности в 2015 году. Реализация политики импортозамещения является частью этого плана. В донских министерствах и ведомствах действуют рабочие группы. И сегодня, как никогда, важна координация их усилий.