Молочная продукция из натурального сырья без консервантов – очень вкусная и… уязвимая.

Новая жизнь Тарасовского молочного завода началась в 2007 году. Директор завода Сергей Васильевич Емельянов считает: радикально изменило судьбу проблемного к тому времени предприятия решение создать собственный перерабатывающий цех.

Когда-то, в «застойные» времена, молока на Дону было столько, что его имело смысл перерабатывать только централизованно. Тогда в одном Тарасовском районе общественное поголовье насчитывало 17200 молочных коров. В сутки завод получал 154 тонны молока – как минимум в 30 раз больше сегодняшней выработки. Когда же общественное стадо в результате известных социально-экономических катаклизмов сократилось до 144 голов, стало очевидно, что прежняя система с ее наработанными производственными связями рухнула.

Летом тарасовцы вынуждены были отказывать сдатчикам в приеме молока из-за того, что его негде было перерабатывать, а зимой, когда количество молока резко падало, возникала проблема занятости работников.

BAM_3843.jpg– Мне тогда пришлось просить людей уходить в отпуск без сохранения содержания, – вспоминает Емельянов. – Поначалу уходили безропотно, сказывалась советская закалка, реакция на магическое слово «надо»… А потом стали протестовать.

Именно тогда директор взялся серьезно за экономический анализ. Поездил по соседям. И пришел к выводу: без собственной переработки заводу в нынешних условиях не выжить. И родилась такая схема: летом при наличии достаточного количества молока часть его отвозят на переработку в Семикаракорск, на тамошний молкомбинат, а зимой, когда молока в обрез, его перерабатывают своими силами.

BAM_6478.jpgВот для реализации этой идеи и был в 2007 году взят трехмиллионый кредит, на который построен с нуля небольшой перерабатывающий цех. Превращая обычный завод районного масштаба, по сути, в молкомбинат – пусть и не самый мощный – в Тарасовском решились на смелый, выходящий за рамки привычной схемы шаг. Но как показала жизнь, он оказался верным. Завод перестало лихорадить, и он смог заработать ритмично. Сегодня все 28 работников завода заняты круглый год.

– Если в первый год работы мы от реализации продукции нового цеха получили два миллиона рублей, то уже в этом году цех нам дал 8,7 миллиона, – с удовлетворением констатирует директор.

При этом вся тарасовская продукция: и творог, и масло, и сметана, и сырковая масса, и, разумеется, молоко – экологически чистая, без консервантов и прочих хитрых добавок. О такой по европам только мечтают. В Ростове во время ярмарок за ней очереди выстраиваются. Да и в районе и его окрестностях продукцию своего молзавода успели уже распробовать и оценить.

И совсем не случайно среди потребителей тарасовского молока – местные детсады и школы.

BAM_6503.jpgНо та же натуральность делает тарасовское молоко уязвимым: ведь срок реализации минимальный. Три дня – и все… И уже в полный рост встает проблема создания собственной торговой сети. Хотя задача непростая: каждые три дня полностью обновлять полки своих магазинов дороговато будет… Да и закупочную сеть предстоит еще совершенствовать.

– Мы так или иначе, но вернемся к прежним заготконторам, может, в другом, более современном варианте, – убежден Емельянов. – Но от этого никуда не уйти…

Понятно, что в одиночку заводу, как бы успешно он ни развивался, такие задачи не осилить. Не тот масштаб… Какую-то поддержку, конечно, может оказать и муниципалитет – главный акционер завода. Но и у него возможности ограниченны – все-таки системообразующая база района пока еще слаба. Оттого директор и предпочитает никогда ничего у районной власти не просить.

Значит, слово за областью. Тем более что областная власть не раз демонстрировала свою заинтересованность в создании и развитии предприятий, подобных Тарасовском молзаводу. Ведь именно они все вместе и каждое в отдельности создают тот самый донской бренд, о котором не устает говорить губернатор. То, что делает облик Донского края неповторимым и привлекательным. Ну а для Тарасовского района его молоко – чем не бренд?