
№105
от 21 апр 2015 г.
Дата публикации:
16 апр 2015 г.
Еще недавно полдень в Ростовском аэропорту был часом пик. В здании аэровокзала у стоек регистрации и в накопителях толпились пассажиры, а на летном поле не умолкал гул двигателей взлетающих и садящихся самолетов. И вот теперь во всей округе – непривычная для этого времени суток тишина
1532
Пуст аэровокзал, тихо на поле. Лишь со стороны взлетно-посадочной полосы доносятся стук отбойных молотков и шум работающей спецтехники.
На полосе полным ходом идут давно обещанные работы по реконструкции. Цель – не только провести плановый ее ремонт (полосу не обновляли без малого два десятка лет), но и модернизировать ее, сделав пригодной для приема авиалайнеров всех классов.
Особенность нынешней реконструкции, которую ведет московская компания «Трансстроймеханизация», в том, что аэропорт полностью работу не прекращает. Безлюдно и тихо здесь только днем. С наступлением же вечера и всю ночь идут прием и отправка рейсов. После чего, в 8.30 утра, на полосу вновь выходят бригады, и 250 человек продолжают укладку нового покрытия ВПП. В это время в аэропорту могут садиться только вертолеты базирующегося здесь авиаотряда МЧС. Заканчивается смена неизменно нанесением на полосу разметки, необходимой для посадки и взлета самолетов.
Проверяется работа светосигнального оборудования, убирается все лишнее – вплоть да самого малого камешка – и полоса готова к приему и отправке самолетов.

– Делаем ремонт, потому что того настоятельно требует безопасность полетов. А она для авиаторов – всегда на первом месте. Новые воздушные суда имеют совершенно другие характеристики, у них гораздо большее давление на поверхность полосы, они сконструированы по другим технологиям, нежели наши отечественные самолёты, под которые создавалась полоса. Например, у Ту-154 шесть колес на одной тележке, у современных – всего два. А это уже совершенно другое давление…
На такое повышенное давление и рассчитано новое покрытие. Оно не бетонное, как раньше, а выполнено в асфальтобетоне особой марки. Смесь готовят оборудованные тут же на летном поле два асфальтобетонных завода (АБЗ) производительностью 240 т/час. Всего же для реконструкции ростовской «взлетки» требуется примерно 93 тыс. тонн материалов: щебень, песок, битум и минеральный порошок. Их запасы созданы рядом с АБЗ. Размещение заводов в непосредственной близости от места работ было одним из условий подряда. Если расположить АБЗ, как обычно, в некотором отдалении, то при такой интенсивности работ автомобили с готовой смесью неизбежно создавали бы пробки на прилегающих к объекту дорогах и, кроме того, попросту разрушали бы их.

Сам состав отличается повышенной прочностью и, в отличие от традиционного бетона, застывает очень быстро. Укладка смеси обычно заканчивается за четыре часа до возобновления полетов, и за это время асфальтобетон успевает не только застыть, но и набрать требуемую прочность. Для сравнения: бетонное покрытие необходимо выдерживать до кондиции в течение 28 часов.
Рассчитано новое покрытие на десять лет, но, судя по всему, служить ему придется значительно меньше. Ведь с началом работы нового международного аэропорта близ станицы Грушевской старый, скорее всего, закроют. Как ни хотелось бы его сохранить, хотя бы для местных авиалиний, экономика диктует свои решения. И аэропорт в черте города почти наверняка будет закрыт, а площадь его передана под жилую застройку.
Исходя из этого, проектировщики реконструкции ВПП постарались выбрать оптимальное соотношения цены и качества. Материал покрытия выбрали не самой дорогой марки, но вполне удовлетворяющий техническим требованиям в данной ситуации. Но неужели через каких-то три года весь сегодняшний труд, вкладываемый в обновление ростовской «взлетки», пойдет насмарку, и ее с таким же старанием будут разрушать? По мнению О. Цепилова, это было бы просто неразумно:
– При проектировке полосу можно использовать как готовую проезжую часть центрального проспекта микрорайона. В ряде городов, кстати, так и поступают…
Работы на ВПП Ростовского аэропорта рассчитаны до 11 июня. С этой даты аэропорт снова будет функционировать в обычном режиме. Только возможности его и аэровокзала, который также подвергнется небольшой перестройке, будут расширены:
– Тип принимаемых судов не изменится, но у аэропорта появится возможность принимать их чаще, – отметил исполнительный директор аэропорта. – Например, «Боинг-737-800» считается самым «вредным» для полосы самолетом.Дает чрезмерную нагрузку. Сейчас таких самолетов мы можем принять один – от силы два за сутки. А ведь самолет коммерчески выгодный. Однако полоса, если говорить простым языком, под такой тяжестью прогибается и должна отдыхать...
Итак, действующему Ростовскому аэропорту отведено по меньшей мере еще три года жизни. Но уже сегодня здесь строят планы будущей работы в наисовременнейшем «Южном хабе». По словам О. Цепилова, будущие сотрудники нового аэропорта сейчас учатся и осваивают новые технологии обслуживания авиапассажиров и обработки грузов:
– Мы внедряем технологии, которые опробованы в других аэропортах холдинга «Аэропорты Регионов». У нас готовятся универсальные специалисты по встрече воздушных судов. Внедряем передовые приемы контейнерных перевозок...
Что же касается работ близ Грушевской, то на строительство аэропорта «Южный» от «Газпромбанка» должен поступить 15-миллиардный кредит. По словам гендиректора управляющей компании «Аэропорты Регионов» Евгения Чудновского, если заявка на кредит получит одобрение Центробанка, то кредитование пройдет до весьма льготной схеме. Участвовать в строительстве «Южного хаба» изъявили желание 18 потенциальных подрядчиков, в том числе три китайские компании. Подрядчика предстоит выбрать до мая, после чего на площадке в Аксайском районе начнется развернутое строительство.
Е. Чудновский назвал срок окупаемости проекта – не менее 10 лет. Но все в итоге будет зависеть от пассажиропотока нового аэропорта и от установленных тарифов. А по большому счету – от обстановки в стране и мире:
– В связи с экономической ситуацией реализация проекта усложнилась. Но мы заложили в него наши негативные ожидания. Все будет зависеть от дальнейшего развития. После кризиса 2008 года на восстановление экономики ушел год. На этот раз прогнозы разнятся. Кто-то предрекает быстрое возвращение былой стабильности, кто-то ожидает дальнейшей стагнации экономики...
Гендиректор «Аэропорты Регионов» рассказал еще много интересного. В частности, поделился своим видением будущих транспортных схем будущего аэропорта. Как ни удивительно, но в эти схемы не укладываются ни аэроэкспресс, ни даже скоростной трамвай. Впрочем, это отдельная большая тема, и возвратиться к ней целесообразно уже ближе к пуску нового ростовского аэропорта.
Фото и видео Владимира Апарина

