В прошлом ноябре на Дону началась реализация проекта, который сразу же назвали самым масштабным инфраструктурным проектом за четверть века. Речь о строительстве нового ростовского аэропорта – одного из наиболее крупных в стране.

Не один раз повторил это определение министр транспорта России Максим Соколов. На днях он побывал на Дону, и одна из главных целей его поездки состояла в личном знакомстве с состоянием дел на строительстве аэропорта, который будет представлять собой мощный транспортный узел. С аэродромом класса «Б», чья 60-метровая «взлётка» протянется на 3,6 км – дальше всех в России. С сетью рулежных дорожек. С современными терминалами.

Но все это впереди. А пока здесь ведутся земляные работы, и горы снятого грунта видны еще на подъезде к стройплощадке. Всего предстоит переместить свыше 5,5 млн. кубометров грунта, 2,2 млн. уже снято.

Строительством аэродрома в качестве генподрядчика занимается ООО «Транстроймеханизация» – организация, имеющая богатый опыт возведения различных транспортных объектов. Круглые сутки ее бригады ведут очистку территории от деревьев, продолжают снимать грунт и обустраивают выемку под будущую взлетно-посадочную полосу. Работы эти уже близятся к концу: месяца через полтора по графику надо будет приступать непосредственно к строительству терминалов и прокладке ВПП. Для укладки ее покрытия и обустройства всей территории аэропорта вблизи будущего летного поля размещены два асфальтобетонных завода. Такая схема размещения АБЗ значительно удешевляет строительство за счет уменьшения транспортной составляющей в стоимости изготовления и перевозки смеси. Сегодня она с успехом применяется на реконструкции ВПП действующего Ростовского аэропорта.

На стройплощадке уже оборудован офис генподрядчика. В непосредственной близости от него – вертолетная площадка. По временной схеме подведены электропитание, обеспечено водоснабжение. На постоянные же схемы будущий аэропорт перейдет по воде – с 15 июля, а по электричеству – уже в ближайшие недели. К июлю 2016 года сюда из Новочеркасска проложат газопровод высокого давления, а год спустя здесь появится комплекс очистных сооружений канализации. И уже ближе к пуску аэропорта, в конце 2017 года, будут сооружены подъезды от автотрассы М4 «Дон» и от Северного обхода Ростова и обустроены все необходимые сети связи. За все это отвечает область, чей вклад в строительство аэропорта составляет почти миллиард рублей.

Осмотрев объект, министр транспорта и донской губернатор Василий Голубев пришли к выводу: все работы ведутся строго по графику.

– Еще на этапе подготовки к этому проекту мы поставили перед собой задачу – минимизировать риски, которые способны повлиять на строительство объекта. У нас это получилось… – заметил губернатор.
Задумывался аэропорт стоимостью 37,2 млрд. рублей в одно время, а строить его приходится сегодня, в пору неизмеримо более сложную. И именно о том, как организовать и завершить строительство в изменившихся условиях, и шла речь на прошедшем непосредственно на объекте совещании.

Одним из узких мест представители генподрядчика единодушно называют проблему со светосигнальным оборудованием. Его закупают у зарубежных поставщиков – в Китае, в Европе. Вполне естественно, что в условиях роста инфляции расходы на закупку оборудования резко выросли и уже не соответствуют смете. Но это обязательные расходы: без светосигнального оборудования, а также без средств аэронавигации и метеонаблюдения не обойдется ни один аэропорт. И в то же время удорожать строительство, простите за невольный каламбур, себе дороже. Так и разориться недолго.

– Этот вопрос мы разбирали на правительственной комиссии. Сейчас правительство вырабатывает общий подход к решению проблемы. Либо будет какая-то индексация, либо компенсация, либо другие механизмы взаимодействия с подрядчиком, но, конечно, таким образом, чтобы подрядчики, реализуя свои обязательства в рамках заключенных контрактов, не разорились и работали без убытка, – заверил министр транспорта.

Никто не ставит под сомнение успешное завершение строительства аэропорта. Оттого министр транспорта и донской губернатор уже обсуждают вопросы 17-го года. В частности, организацию подвоза пассажиров. Все-таки 30 кило­метров от города. Не так далеко, но все же…

– На первом этапе эксплуатации аэропорта планируем организовать сообщение по автодороге. Благо, неподалеку магистраль М-4 «Дон», – пояснил министр, отвечая на вопрос «Нашего времени». – Но в дальнейшем, по мере выхода на серьезные величины пассажиропотока, приближающиеся к 10 млн. пассажиров в год, возникнет вопрос об организации так называемой внеуличной скоростной связи в виде легкорельсового транспорта или других видов наземного сообщения. Но эти проекты должны быть экономически эффективными...

Среди других транспортных проектов, обсужденных им с донским губернатором, министр назвал завершение реконструкции имеющихся и строительство новых мостов через Дон и начало строительства автомобильного обхода Аксая. А губернатор подчеркнул, что по-прежнему актуальной остается тема реконструкции федеральных автодорог, проходящих по территории области. Это участки на автотрассах М-21 и М-4. А именно: на границе с Краснодарским краем, на южном въезде в Ростов, а также от Лиховского моста в сторону Волгограда и ряд других.