Заметки с X Международного железнодорожного бизнес-форума

Прошедший в Сочи юбилейный Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520» собрал представителей 394 компаний из 32 стран. Характерно, что среди них были не только страны, объединенные так называемой «русской колеей», чья ширина – 1520 мм – дала название сочинскому форуму.


В ходе работы форума ОАО «РЖД» и «Трансмашхолдинг» заключили соглашение о партнерстве.
Десять лет в формате доверия

В конференц-залах воздвигнутых к Олимпиаде отелей Pullman и Hyatt наряду с завсегдатаями сочинских форумов – топ-менеджерами немецкого «Сименса» и французской «Альстом Транспорт» – можно было видеть и американцев, и японцев, и китайцев... С последними уже в первый день работы форума было заключено очередное соглашение о принципах партнерства. Оно пополнило портфель договоров и меморандумов, подписанных с ведущими китайскими компаниями по теме строительства высокоскоростной магистрали Москва-Пекин – этого рельсового аналога Великого шелкового пути. Его предстоит проложить через Казань, Челябинск, Казахстан.

Еще год назад, когда об этом говорилось на IX сочинском форуме, идея представлялась едва ли не утопией. В лучшем случае, делом отдаленного будущего. Но вот всего каких-то три сотни дней пробежало – и перешло создание такой магистрали в разряд вполне реалистичных проектов.

Министр транспорта России Максим Соколов: – Ни один стратегический инфраструктурный проект закрыт не будет.И что характерно: такой переход вопроса в практическую плоскость совершился далеко не в самых благоприятных условиях. Начиная с прошлого года, экономические процессы стремительно политизируются, а санкции, которым Запад подверг Россию, серьезно осложняют развитие партнерских связей. Не говоря уже о финансовой напряженности, вызванной падением цен на нефть, девальвацией рубля и прочими неприятностями, что возникали по мере развития украинского кризиса.

Кстати, если в прошлом году об Украине, чьи представители впервые за всю историю сочинских форумов тогда не приехали, говорили много и с сожалением, то на этот раз фрондирующих украинских коллег партнеры по «колее 1520» поминали значительно реже. По всему чувствовалось, что за этот трудный год железнодорожникам и обслуживающим отрасль промышленникам удалось найти действенные решения, в значительной степени нейтрализующие отрицательный эффект украинских событий и всего, что с ними связано.

И совсем не случайно и Дитрих Мёллер – вице-президент «Сименса», возглавляющий российский сегмент этой корпорации, и его конкурент Анри Лафарж – президент «Альстом Транспорт», и Филипп Пегорье – глава Ассоциации европейского бизнеса в России, и другие «акулы капитализма» единодушно и недвусмысленно подчеркивали свое стремление оставаться на российском рынке, сохраняя и развивая наработанные контакты. А как иначе, если тот же «Сименс», как не без гордости заметил герр Мёллер, уже больше 160 лет работает в России? И уходить отсюда явно не думает.

Вице-президент «Сименса» Дитрих Мёллер (слева): «Сименс» работает в России больше 160 лет и никуда отсюда не уйдет».Таким образом, все разговоры о том, что крупные западные партнеры наших железнодорожников с введением санкций бросились сворачивать свои контакты с нашей страной – не более чем информационный вброс. Фейк по-теперешнему.
Или, выражаясь менее изящно, – обыкновенная «утка». Каковой и оказывается на поверку нашумевшее не так давно сообщение о прекращении сотрудничества французской «Альстом» с Новочеркасским электровозостроительным заводом.

– Мы будем продолжать работать с новочеркасскими коллегами...– эту мысль старший вице-президент региона СНГ компании «Альстом Транспорт» Мартэн Вожур повторял на протяжении форума неоднократно.

А заявление Александра Хеддериха – главного исполнительного директора немецких железных дорог «Дойче Бан» – лучше чего другого свидетельствует о настроениях железнодорожников ФРГ:

– Годы угроз – это для нас всегда годы возможностей, которые мы используем. Наше партнерство побуждает создавать на евразийском пространстве общие ресурсы. Мы обещаем быть надежными и преданными партнерами…

Вот и глава Латвийской железной дороги Угис Магонис – постоянный участник сочинских форумов – даже мысли не допускает о прекращении сотрудничества. Напротив: ратует за скорейшее создание на всем пространстве «русской колеи» единой технологической и юридической базы. По его словам, Латвия заинтересована в этом едва ли не сильнее других:

– Если европейская колея в 1435 миллиметров больше подходит для пассажирских перевозок, то «русская» шириной 1520 очень удобна для грузоперевозок. А это прибыльный бизнес. Именно поэтому мы так заинтересованы в сотрудничестве с Россией – главным нашим клиентом и партнером...

Интересно, что латвийские политики, известные своей «нежной» любовью ко всему русскому, ни разу никогда и нигде не поднимали вопроса о переходе своей страны на европейскую колею. И сегодня, слыша традиционно «прорусские» высказывания своего главного железнодорожника, скромно помалкивают в сторонке. Бизнес есть бизнес...

Пусть санкционная собака лает себе до хрипоты, караван идет. Идет по Великому шелковому пути. И не караван уже, а скоростной поезд сотрудничества, призванный радикально изменить жизнь не только в нашей стране, не только на пространстве «русской колеи», но и в странах-соседях, в странах-партнерах. В этом смысле девиз X форума «10 лет в формате доверия» получает мощное подтверждение всей практикой деловых отношений на пространстве «1520» и за его пределами. Партнерства долговременного и плодотворного, не подверженного сиюминутной политической конъюнктуре.


Продолжение следует