Заметки с X Международного железнодорожного бизнес-форума

Окончание. Начало в № № 179183.


Северо-Кавказская железная дорога второй раз признается лучшей в РЖД. Грамоту получает на-еверо-Кавказская железная дорога второй раз признается лучшей в РЖД. Грамоту получает начальник дороги Владимир Голоскоков.
Один из независимых директоров X сочинского форума – известный экономист и политолог Михаил Хазин обратил внимание на почти полную идентичность экономической карты нынешней России и схемы сети железных дорог в том виде, как она сложилась к концу XIX века. Это лучшая иллюстрация тесной связи и взаимозависимости экономики и инфраструктуры.


Время новых возможностей

– РЖД – это не только перевозчик. РЖД – это один из крупнейших реципиентов инвестиций в российскую экономику. Инфраструктурные компании приносят экономике пользы много больше, чем прямая прибыль, которую они получают, – убежден Хазин.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин перевел эту пользу, или, говоря языком экономических терминов, мультипликативный эффект, в цифры:

– Каждый рубль, вложенный в РЖД, дает почти полтора рубля увеличения всего ВВП страны экономики в целом…

Отсюда и тот вес, который в течение десяти лет набирал сочинский форум. Начавшись как узкоотраслевое мероприятие, он, по словам В. Якунина, в конце концов превратился в «событие, касающееся всей мировой экономики».

На X форуме «Стратегическое партнерство 1520» его участники вели речь не просто об актуальных проблемах железнодорожного транспорта, но и о его будущем – и ближайшем, и отдаленном.

Из ближайших перспектив – возможность финансирования отечественных инфраструктурных проектов в национальной валюте и более смелая инвестиционная политика. Как заметил В. Якунин, сославшись на другого независимого директора форума – главу Института экономики РАН Руслана Гринберга, «риски от государственных инвестиций в инфраструктуру ниже, чем от неинвестирования в нее».
Министр транспорта России Максим Соколов дал понять, что правительство разделяет и поддерживает такой курс. Поэтому все стратегические проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры будут сохранены:

– Несмотря на то что объемы инвестиционных расходов частично идут под нож, мы сохраняем такие стратегические проекты, как, в частности, развитие Краснодарского транспортного узла…

Для справки: инвестиции в реконструкцию железнодорожного пути СКЖД за 5 месяцев 2015 года составили около 235 млн. рублей. Всего же в бюджете дороги на реализацию инвестпрограммы «Реконструкция железнодорожного пути» в 2015 году предусмотрено почти 1,4 млрд. рублей. Основные работы по реконструкции, призванной повысить безопасность и скорость движения, ведутся на Дону, Кубани и Ставрополье.

Но каким будет вектор развития? Каковы окажутся источники энергии для движения вперед? В. Якунин убежден, что традиционных рыночных механизмов для впечатляющего рывка через столетие уже недостаточно:

– Все больше мы приходим к пониманию, что конкуренция не является самоцелью. И уж наверняка не позволит снизить тарифы. Все больше приходим к идее развития сотрудничества…

И пусть кризис никто не отменял, идея эта, как видим, пробивает себе дорогу. На форуме эксперты упорно и не без воодушевления рассуждали о проектах, осуществимых только совместными усилиями стран и отраслей. О растущей на глазах роли 3D-технологий в развитии транспортных систем. О глобальных проектах, закладывающих принципиально новый формат евроазиатских связей. Таковы российский проект «Транс-Евразийский пояс развития» и уже известная читателю китайская инициатива «Экономический пояс Шелкового пути». Реализация этих идей способна вывести на качественно новый уровень перевозки между государствами Азии и Европы. Более того: создать интегрированные транспортные системы. И подобная сбалансированность различных инфраструктур, по оценке В. Якунина, способна пойти только на пользу нашей экономике.

Юбилейный форум завершен. Он стал смотром сил перед рывком вперед.Не пытаясь заглядывать в отдаленное будущее, президент ОАО «РЖД» вспомнил о недавней экспериментальной поездке на «Сапсане» с инновационным двигателем на постоянных магнитах. И в шутку предположил:

– Через десять лет мы на нашем форуме будем рассматривать противоречия в международном управлении тоннелем, что свяжет Чукотку с американским континентом. А еще будем говорить о соревновании между традиционными видами железнодорожного транспорта и контейнерными перевозками на основе магнитной левитации. И попутно рассмотрим жалобы авиаторов на вытеснение их нами с рынка грузоперевозок…

Но в каждой шутке есть только доля шутки… Видимо, памятуя об этом, В. Якунин при закрытии десятого форума предварительную повестку будущего двадцатого менять не стал:

– Мы точно будем обсуждать те вопросы, о которых я говорил…

Так вышло, что проблематика следующего, юбилейного форума оказалась определена. А значит, очерчен и круг задач, которые в ближайшие годы со всей страной предстоит решать отрасли.