На подъезде к Сальску вы обязательно заметите у дороги справа парк с выпускаемой заводом «Сальсксельмаш» техникой. Все погрузчики выкрашены в фирменный темно-синий цвет, хорошо видный издалека. А сами заводские корпуса стоят поодаль, на земле легендарного некогда совхоза «Гигант». И в первую очередь для селян завод вот уже добрых полвека выпускает разнообразную технику. 

О сальской продукции знают от Дона до Сахалина.

Возник завод, точнее, его предшественник, в  1934 году, когда при совхозе построили центральную ремонтную мастерскую. Та быстро выросла в ремонтный завод. После войны какое-то время выпускали здесь токарные станки. Отменные станки, как утверждают ветераны. И только потом пришло время сельхозтехники. Что и закрепилось в 1965 году в новом названии производства – «Сальсксельмаш». Агропром остро нуждался в универсальной технике на базе небольших тракторов: погрузчиках, стогометателях, копновозах. Все это и стал поставлять на село обновленный завод.

Ту уже давнюю пору можно назвать первым этапом модернизации производства на «Сальсксельмаше». Сегодня завод  снова модернизируется. А между тем временем и этим столько бурь пронеслось…

В 90-е волна банкротств не миновала и «Сальсксельмаш», бывший к тому времени одним из старейших заводов по производству компактной сельхозтехники. Когда за весь 1997 год удалось продать всего два из выпущенных здесь погрузчиков, многие спецы  готовы были поставить крест на 70-летней истории завода. Мол, пожил старик – и будет. В конце концов, кого не обламывала наша новая реальность в ту недобрую пору? Однако вместо похорон «Сальсксельмаша» стали те пророки свидетелями его новой модернизации. 

Правда, заводу пришлось вдвое ужать территорию и сократить персонал. Но зато удалось сохранить все основные производства. 

Был радикально обновлен станочный парк. Вместе с чешскими и корейскими токарными станками с числовым программным управлением появились на заводе несколько японских лазерных раскройных комплексов, новейший гибочный пресс, десятки современных сварочных аппаратов. 

А еще ввели в строй новую конвейерную окрасочную линию, восстановили две линии нанесения оцинковки, заново отстроили несколько цехов и новую котельную...  Только за  первые пять лет преобразований потребовалось вложить более 400 млн. рублей.

И это еще не такая большая сумма, если учесть, что в те годы даже гвоздя отечественного сыскать было негде. А задуманные преобразования требовали и соответствующего оборудования, и прогрессивных гибких технологий. Вот и приходилось закупать оборудование у ведущих мировых фирм-производителей. 

Таких, скажем, как японская «Амада», чьи раскройные комплексы сразу обеспечивают требуемый класс точности детали, исключая последующую доводку.

Понятно, что обслуживать такие агрегаты и тем более работать на них  способен не каждый. И не случайно, заходя вместе с главным инженером завода Александром Ивановичем Восковцовым то в один, то в другой заводской цех, мы постоянно слышали от него:

– Здесь, в большинстве своем, работают люди с высшим образованием…

Действительно: и оператор лазерного участка Роман Березовский, и листогибщик Андрей Куричев, и многие другие их товарищи встали к новым станкам, имея дипломы или инженеров, или как минимум техников. Другие окончили вуз или колледж уже в процессе работы на предприятии. Жизнь того потребовала: ведь даже сварка и резка металла сегодня уже совсем не те, что четверть века назад. Для той же плазменной резки труб различных профилей и диаметров самые разнообразные специальные знания надобны. Может, и вернется то время, когда рабочим профессиям учили в ПТУ. Только и ПТУ теперь совсем другие потребуются... Так что пока за пультами комплексов последнего поколения – сплошь инженеры и техники.

Не в последнюю очередь благодаря их умению о сальских погрузчиках узнали по всей стране – от Дона до Сахалина. Продукция «Сальссельмаша» поставляется сегодня в государства СНГ, Прибалтику, Румынию и даже в Китай. С недавних пор стали сальчане выпускать полуприцепные опрыскиватели – незаменимое в растениеводстве устройство. Помимо навесного оборудования сельхозназначения, завод освоил и выпуск приспособлений для коммунальных нужд: всевозможные плуги, щетки, подборщики.  Они также размещаются на небольших тракторах, и с их помощью очищаются от снега и грязи дороги и тротуары. Эффективность этого оборудования, его простоту в эксплуатации, надежность и долговечность уже успели оценить во многих российских городах. Но только не в Ростове. Такой вот парадокс.

– Областной центр по-прежнему предпочитает закупать подобную технику в Белоруссии, – с сожалением замечает начальник заводского отдела сбыта Алексей Михайлович Ануфриенко.

Не сравнивая цены оборудования сальчан и их белорусских коллег, можно предположить, что транспортная составляющая и эксплуатационные расходы окажутся в случае с сальской техникой ниже. И логистика более выгодная. Ведь до Сальска из Ростова рукой подать. А значит, вопросы техобслуживания и ремонта решаются проще. Могут возразить: мол, есть под Ростовом совместное предприятие «БелаРус-Юг», выпускающее как раз коммунальное навесное оборудование из того же модельного ряда. Вот только производство там – отверточное. Тогда как вся продукция «Сальсксельмаша» отличается высокой степенью локализации.

Так, в свое время получил все положенные сертификаты целиком сальский универсальный погрузчик, оснащенный богатым набором сменного навесного оборудования: ковшами, вилочными захватами, грабельными решетками, бульдозерными отвалами, различными щетками коммунального назначения – всего более трех десятков сменных рабочих органов. Благодаря им он, кажется, может все: от погрузки до уборки.

Ну а о качестве лучше всего говорит тот факт, что некоторые комплектующие для своих комбайнов знаменитый «Клаас» предпочитал закупать в Сальске. «Сальсксельмаш», успешно вытеснивший конкурентов, к примеру, в Подмосковье, сегодня все чаще сравнивают и с другим производителем навесной техники – успевшей сделать себе имя донской компанией Klever. Так что предоставим решать проблему и дальше рынку и честной конкуренции. А фермер наш, уж поверьте, он считать научился. И предпочтение отдает технике простой, надежной и привычной к нашим погодам и к нашей земле… 

– Сделав ставку на модернизацию и универсальную линейку продукции, вовремя подумав о дилерской сети, мы попали точно в «десятку». И уже  потому смогли выстоять… – так ответил на вопрос  о технической стратегии предприятия главный инженер. И, продолжая размышлять, добавил:

– А еще мы не растеряли кадры. Конструкторов, технологов, инструментальщиков, ремонтников…

А. Восковцов знает, что говорит. Сам четверть века на «Сальсксельмаше». И понимает, что успех дела продолжают определять на заводе трудовые династии. Такие, как, скажем, Поздняковы. Да и сам главный инженер – он тоже потомственный заводчанин. Пришел сюда, присоединившись к отцу – слесарю-инструментальщику:

– И сын мой тоже будет работать здесь…