
Владелец корпорации «Глория Джинс» Владимир Мельников объявил о переводе головного офиса фирмы в Москву. Какие экономические процессы могут крыться за этим решением?
Сам В. Мельников объясняет все предельно просто:
– В Ростовской области мы исчерпали интеллектуальные ресурсы…
Общаясь через Интернет с донскими журналистами, глава этой известной в стране корпорации по пошиву и продаже одежды и аксессуаров под брендами «Глория Джинс» и GJ отметил, что для получения прибыли нужны и новые технологии, и квалифицированные иностранные специалисты. А последние и стоят дорого, и не испытывают большого желания жить и работать в Ростове.
Кроме того, по словам В. Мельникова, на нынешнюю политику компании повлияла и усилившаяся в регионе в последнее время конкуренция. По всему чувствуется, что равноправной он ее не считает. Основной конкурент – «БТК-групп», открывшая пару лет назад производство в Шахтах, переманивает работников «Глория Джинс» на более высокие зарплаты – 25–30 тысяч рублей:
– Таких зарплат в швейной промышленности нет. Но они выполняют заказ Минобороны, и у них есть деньги. Мы не можем позволить себе платить столько. «Глория Джинс» ориентируется на среднего ростовчанина. Если цена на джинсы поднимется с 1,5 до 2,5 тыс. рублей, их просто перестанут покупать. Нам нужны хоть какие-то равные условия. И эта политика бизнеса зависит тоже в какой-то степени от власти. Поэтому мы вынуждены переносить производство в Украину, Бангладеш, Гонконг…
В любом случае такая география свидетельствует о масштабе развития и потенциале корпорации, включенной сегодня влиятельным деловым изданием «Форбс» в число 200 крупнейших частных российских компаний. По данным «Форбс», выручка донского предприятия только в 2012 году составила 23,3 млрд. рублей, а годовой прирост достиг 7,7 млрд. В управлении компании находятся 48 фабрик и магазины в 293 городах России и Украины. А развивающееся производство в странах Азии – прежде всего в Китае, включая и Гонконг, – позволит «Глория Джинс» увеличить продажи до 100 млрд. Рублей.
Начинала же нынешняя мощная корпорация без малого 30 лет назад с небольшого офиса и фабрик в Ростове, Новошахтинске, Шахтах. Они и сегодня, после смены места дислокации штаб-квартиры корпорации, останутся на своем месте. Из Ростова по-прежнему будут управляться производства, находящиеся в Донбассе. В том числе и в украинской его части. В предприятия, находящиеся на территории Украины, «Глория Джинс» даже планирует инвестировать дополнительные средства, чтобы обеспечивать джинсовой одеждой еще и страны Восточной Европы. Кстати, налоги от работы предприятий на территории непризнанной Луганской народной республики «Глория Джинс» платит в российский бюджет.
Коль прозвучала тема налогов, то, естественно, не мог не возникнуть и такой деликатный, но животрепещущий вопрос: в чей бюджет «Глория Джинс» будет отчислять налоги после переезда головного офиса? Ответ В. Мельникова сомнений на этот счет не оставил:
– Несмотря на переезд штаб-квартиры корпорации, платить налоги мы намерены по-прежнему в бюджет Ростовской области, с которой у нас замечательные отношения…
Выходит, для донской экономики от перемены мест слагаемых ничего не меняется? Как знать… Законы арифметики редко когда торжествуют над законами экономики. С последней же все куда сложнее…
Свое заявление В. Мельников сделал на фоне упорно циркулирующих разговоров об уходе из области предприятий другого крупного донского производства – «Атлантис-Пак». Речь, в частности, идет о мощном заводе по изготовлению барьерной пленки для пищевой упаковки. Его, по данным агентства РБК, к 2017 году построят в Воронежской области. Во изменение прежних планов руководства компании наладить это импортозамещающее производство у нас.
Уместно, видимо, вспомнить и регулярно возникающие спекуляции вокруг канадских производственных мощностей «Ростсельмаша». Производство тракторов то собираются переносить из канадского Виннипега в Россию, то оставляют на месте и даже обосновывают целесообразность именно такого решения перед президентом страны. Сейчас вроде как снова задумались о переносе. Но такие колебания, да еще в пору кризиса, весьма красноречивы. По большому счету бизнес всегда идет туда, где он чувствует себя комфортнее.
Разумеется, о какой-то устойчивой тенденции говорить преждевременно. Но как минимум нынешняя охота к перемене мест, овладевающая именно крупными предприятиями, должна побудить к раздумьям. А там и вывести на системные решения по части инвестиционной политики.

