Он открылся в Ростове презентацией  боевого вертолета Ми-28НЭ, получившего название  «Ночной охотник»

Как раз в эти дни его запустили в серийное производство. Что сразу же вызвало обостренный интерес у зарубежных импортеров вооружения. Свое желание присмотреться к новой машине «Роствертола» уже выказали  бразильцы, вьетнамцы и сразу несколько североафриканских стран. А Ирак даже поторопился заключить контракт на поставку ростовских вертолетов. 

«Ночной охотник» отличается установленной на нем системой так называемого двойного управления, позволяющей вести вертолет как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора, выполняющего функции инструктора. Двойное управление позволяет безопасно приземлиться даже при попадании в вертолет снаряда калибром 20-30 мм. И помимо боевого применения, вертолет с таким управлением незаменим при обучении пилотов. 

В маневренных же возможностях новой машины можно было убедиться, наблюдая за фигурами высшего пилотажа, которые в небе над летно-испытательной станцией «Роствертола» демонстрировал  Ми-28НЭ.  Петля Нестерова, переворот Иммельмана, «бочка», полет боком и назад со скоростью до 100 км/ч, развороты с высокой угловой скоростью... В России даже создана уникальная пилотажная группа из этих винтокрылых машин, получившая название «Беркуты».

«Ночной охотник» отличается увеличенным объемом кабины, наличием дублирующих систем и агрегатов, более надежной броней, возросшей огневой мощью.  На вооружении вертолета  –  управляемые и неуправляемые реактивные снаряды, а также подвижная установка, оснащенная 30-миллиметровой пушкой. И еще одна новинка – так называемые энергопоглощающие кресла, незаменимые при аварийных посадках и других чреватых перегрузками нештатных ситуациях. 

Все эти качества позволили окрестить Ми-28НЭ «убийцей танков». А название «Ночной охотник» подчеркивает способность вертолета действовать днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Кроме того, вертолет мало заметен для наземных средств ПВО. По оценке Александра Михеева –  директора холдинга «Вертолеты России», куда входит и «Роствертол», Ми-28НЭ, предназначенный для обнаружения и уничтожения пехоты и танков, имеет высокие шансы на успешные продажи другим странам. А главным достоинством новой машины все эксперты, не сговариваясь, признают солидный потенциал для дальнейшего развития.

Сегодня такой потенциал уже реализуется. Так, заменены на отечественные двигатели нового вертолета. Вместо прежних украинских на Ми-28НЭ установлены российские ВК-2500, выпускаемые петербургским заводом им. Климова. Так сказать, импортозамещение в действии. И что немаловажно: такая замена только улучшила летные качества машины. Питерские двигатели ставятся и на две другие  ростовские модели: Ми-24 и Ми-35.

Стоит добавить, что все этапы работы над новой модификацией самого современного боевого вертолета были пройдены за достаточно короткое время. Опытный образец Ми-28НЭ с двойным управлением был изготовлен в 2014 году. Эту работу «Роствертол» выполнил совместно с Московским вертолетным заводом им. Миля. А в конце минувшего года завершились государственные испытания по приемке «Ночного охотника». И вот теперь – запуск в серию…

Надо сказать, что хотя охотников приобрести «Ночного охотника» немало, заказать такую машину по силам далеко не каждой стране. По мнению директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, купить столь высокотехнологичные и дорогие ударные вертолеты способна только страна с устойчивой экономикой:

– Это вертолет-солдат, вертолет-убийца, хищник. Поэтому ограничен круг пользователей, которым нужен именно ударный вертолет, а не ударно-транспортный, как  Ми-8 или Ми-17. Соответственно, ожидать, что он будет продаваться сотнями штук в десятки стран, не приходится. Рынок потребителей этих вертолетов ограничен – посмотрите, сколько ударных вертолетов продали наши конкуренты…

Но тем не менее интерес к «Ночному охотнику» уже вышел за рамки такого сдержанного прогноза. В разных источниках перечисляются уже более десятка стран, проявляющих интерес к Ми-28НЭ. С этими странами сейчас работают специалисты «Рособоронэкспорта».


1. Ми–28НЭ способен выполнять в воздухе фигуры высшего пилотажа.
2. Маневренные возможности вертолета продемонстрировал в небе герой России летчик-испытатель Валентин Падалка. «Это лучший ударный вертолет среди боевых вертолетов России», – заявил он по завершении полета. 
3. Новацией Ми-28НЭ стало и расположение двигателей. Они установлены по бокам фюзеляжа и могут работать автономно. При отказе одного из двигателей есть возможность продолжить полет на другом и совершить безаварийную посадку.



Фото Ирины СТУКАЛОВОЙ и Эрика РОМАНЕНКО