Тему очередной передачи совместного проекта газеты «Наше время» и телевидения «Дон-ТР» из цикла «Наши цены» подсказали читатели 

Внимание! В студию поступил звонок зрителя…

Почему в нашей области все больше и больше появляется магазинов фирменной марки «Агрокомплекс Кубани», а вот, к примеру, «Агрокомплекса Дона» нет ни одного? Ведь наше сельское хозяйство сейчас на подъеме. Рекордные урожаи, море овощей, в гору идет мясная переработка, молочную продукцию выпускают несколько заводов. Почему же нет у нас таких торговых точек, где все это изобилие было бы представлено? 

В качестве экспертов ведущая передачи журналист Анжелика ГАДЖИЕВА пригласила директора департамента потребительского рынка Ростовской области Ирину ТЕЛАРОВУ и начальника управления пищевой и перерабатывающей промышленности минсельхоза области Алексея МОРОЗОВА. А мнения читателей газеты «Наше время» представляла ее редактор Вера  ЮЖАНСКАЯ. 

Эксперты были солидарны: в продаже продукции нашего сельского хозяйства и пищевой промышленности хватает. В пример приводили быстрорастущие сети фирменных магазинов «Тавр», «Донские традиции», «Рулька». И появление все большего и большего числа донских товаров в глобальных торговых сетях «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток». 

– В магазинах «Тавра» теперь есть отделы, где торгуют хлебобулочными изделиями, молочной продукцией, в том числе местных производителей. В «Мясном градусе», кроме фирменной продукции «Индолины», есть продажа спиртных напитков, – перечисляла Ирина Теларова.

А мы и не спорили. Все это есть! Но почему же нет небольших магазинов, где можно купить продукцию и «Тавра», и Новочеркасского мясокомбината, и небольшого фермерского хозяйства? Да чтобы на прилавках было и настоящее молоко, и местные овощи-фрукты, и донские крупы с макаронами? 

Выяснилось: не все производители готовы к такому мирному сосуществованию на общих торговых площадях. У нас в фаворе другая идея – каждый стремится создать свою сеть. Или же, наоборот, предпочитает вовсе не связываться с организацией торговли, а отдает продукцию на реализацию. 

Что до овощей и фруктов, то тут очень хорошо работает формат ярмарок. У жителей больших и малых городов он очень популярен. И это убедительно доказывал Алексей Морозов. 

Но ярмарки, согласитесь, все-таки – сезонное явление. Да и при всех своих положительных качествах имеют ряд существенных недостатков. Не предполагает этот формат наличия лабораторий, подтверждающих качество продуктов, контрольных весов для проверки… В общем, всех необходимых атрибутов, которые обязательно есть для защиты прав потребителя на стационарных рынках. И вовсе не от хорошей жизни в целом ряде территорий свернули рынки свою работу, а взамен появились ярмарки. Очень сильно ударил по рынкам федеральный закон «О рынках», предъявив чрезмерно строгие требования – наличие капитальных строений и т.д. Наша газета на эту тему высказывалась не раз. Напряженные усилия Ассоциации рынков Ростовской области, областного департамента потребительского рынка, рыночников по всей России понадобились для того, чтобы сохранить саму рыночную торговлю. В пресловутый федеральный закон удалось внести поправки, поддержали их и областные депутаты – и рынки уцелели. 

Вот там бы очень хорошо было мини-магазинчикам с местными продуктами! Не разрушили бы в свое время торгово-закупочные кооперативы, действующие при рынках, ассортимент в таких торговых точках был бы – залюбуешься! Но сделанного не воротишь. Теперь заново нужно налаживать систему заготовителей, торгово-закупочных кооперативов, а на это нужны время и средства.
 
Да и конкуренция со стороны торговых сетей нарастает…

А разве плоха была идея кооперации? Сеть коопторга охватывала всю область, даже в самых маленьких хуторках были такие магазины. Тоже разрушили все до основания. Но возрождать похожую систему в новых условиях все равно придется – нужно налаживать сбыт того, что производят маленькие хозяйства и фермеры. 

Накануне нашего прямого эфира Анжелика Гаджиева спросила о том, где покупают местную продукцию и хватает ли ее в продаже, у прохожих на улицах Ростова. Ответы были разными: кто-то идет в супермаркеты, кто-то предпочитает рынки. Многие поддержали идею о том, что небольшие фирменные магазинчики с донской продукцией все-таки нужны. А гостья Ростова, приехавшая к нам из Иркутска, просто позавидовала ростовчанам: изобилие фруктов, овощей, прекрасные мясопродукты, цены – доступные. Действительно, наша область – изобильная. Готовить вкусные колбасы, мясные деликатесы, выпечку, консервы у нас умеют. А вот продвигать свою продукцию, развивать фирменную торговлю нужно активнее…