Начало XXI века  стало для Новочеркасского электровозостроительного завода временем выбора – каким будет предприятие? Заказы Министерства путей сообщения на электровозы не обеспечивали безубыточную работу. Работники завода выполняли любые заказы – изготовление малых партий запасных частей, капитальный ремонт тяговых агрегатов и электропоездов. Но для технического перевооружения заводских мощностей необходимы  были серьезные финансовые вложения, а средств не хватало. Встал вопрос о введении процедуры банкротства, а значит, и о самом существовании НЭВЗа. 

В.В. Путин в кабинете электровоза «Ермак».

Ситуация коренным образом изменилась, когда стратегическим партнером и инвестором завода в марте 2003 года стал Трансмашхолдинг. Одним из первых крупных шагов компании стало  подписание рамочного соглашения с РЖД, в котором была определена перспективная программа выпуска продукции НЭВЗа до 2010 года.  В январе 2004 года начала свою деятельность производственная компания НЭВЗ, в которую были переданы оборотные активы и переведен весь штат сотрудников. 

На первом этапе завод направил все свои силы на возрождение производственных мощностей и восстановление кадрового состава. В модернизацию производства были вложены значительные средства. Основной упор делался на замену изношенного станочного парка. Это фрезерные и токарные станки, машины для литья под давлением, обрабатывающие центры с ЧПУ  и пр. Благодаря этому НЭВЗ получил  возможность  практически ежегодно изготавливать опытные образцы новой техники.

 В 2003 году НЭВЗ передал тяговый агрегат НП1,  ставший альтернативой дорогостоящим зарубежным аналогам,  Качканарскому горно-обогатительному комбинату «Ванадий» (Свердловская область).  В 2004 году  был выпущен промышленный электровоз НПМ2, изготовленный по заказу Магнитогорского металлургического комбината.  В этом  же  году совместно с ОАО «ВЭлНИИ» создан  грузовой магистральный электровоз переменного тока 2ЭС5К «Ермак», предназначенный для вождения грузовых поездов по железным дорогам со сложным профилем пути. 

Презентация тягового агрегата НП1.Локомотив был разработан и изготовлен менее чем за год, что является, по сути, уникальным опытом в истории электровозостроения.  

Летом этого же года на НЭВЗе выпущен первый российский грузовой электровоз постоянного тока 2ЭС4К «Дончак».   Это первый электровоз, произведенный с использованием отдельных элементов принципа единой платформы, полная реализация которого позволила сократить как стоимость непосредственно самого тягового подвижного состава, так и стоимость его эксплуатации. До этого грузовые электровозы постоянного тока не разрабатывались отечественными предприятиями более 20 лет.

Началась новая страница в истории НЭВЗа, который в составе  Трансмашхолдинга вернул себе лидирующие  позиции в отечественном машиностроении. Так,  в 2003 году  было изготовлено 29 электровозов (31 секция), а в 2016 году – 123 электровоза (327 секций).  НЭВЗ работает стабильно, выпускаются новые типы электровозов, успешно реализуется программа технического перевооружения, идет развитие  систем «Бережливое производство» и «Бережливое управление». Качество продукции планомерно повышается.


Борис КАЗИМИРОВ, почетный ветеран труда НЭВЗа,  22 года возглавлял  заводскую профсоюзную организацию:

–  Первые два года нового века наш завод находился в сложной ситуации,  коллектив переживал непростые времена. Попавший из-за безответственной  экономической политики 90-х годов в финансовую «ловушку», НЭВЗ работать в полную силу не мог. Парадокс:  заказы были, а выполнить их  – невозможно! Не хватало оборотных средств для приобретения  материалов, полуфабрикатов, комплектующих… На оплату налогов, энергоресурсов, на заработную плату…Кроме того, определенными теневыми структурами  предпринимались попытки обанкротить завод, раздробить производство, что говорится, растащить по кускам  крупнейшее в Европе предприятие по выпуску локомотивов. Не вышло!

Благодаря  усилиям генерального директора завода А.Носкова  и  губернатора В.Чуба при поддержке трудового коллектива,  полностью осознающего истинные причины происходящего и, могу смело сказать, находящегося с руководством  по одну сторону «баррикад», завод выстоял!

Фото из архива пресс-службы НЭВЗа