
«А вы готовы к ФЗ-54?» – прочитала на стене в офисе одной компании. Этот вопрос сейчас самый актуальный для всех предпринимателей, имеющих дело с наличными деньгами
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
С 1 июля начинается переход на новую систему расчетов, которая утверждена в законе, том самом ФЗ-54. Теперь кассовые аппараты должны посредством интернета передавать в налоговые органы электронные копии чеков.
Для этого потребуется заменить старый кассовый аппарат на новый либо доработать его (если позволяет модель), обновив программу и поставив вместо электронной контрольной ленты новый блок – фискальный накопитель, который информирует и перемещает данные о расчетах оператору.
Оператор фискальных данных, в свою очередь, их обрабатывает и перенаправляет в налоговые органы. Все это обновление, естественно, стоит денег и осуществляется за личный счет предпринимателя.
Чтобы картинка выглядела более радостно, при обсуждении реализации данного закона многие оперируют ценами изготовителей (18000 рублей – онлайн-касса, 6000 рублей – фискальный накопитель).
В реальности же эта актуальная техника сейчас предлагается уже с накруткой «умножено на 1,5 –2». Но и это не предел. Как всегда, у нас полно желающих нажиться на новшестве, имеющем статус обязательного к применению.
Некоторые продавцы, пользуясь ситуацией и сжатыми сроками, оставшимися до 1 июля, продают кассы и по более высокой цене.
– Приобрести кассу – это еще не все. Не забудьте, понадобится ее подключить – 3000 рублей, электронная подпись, если у вас ее нет, – 2–3 тысячи, нужен также договор с оператором фискальных данных, порядка 3 тысяч в год за одну единицу техники. Вы записываете? Успеваете? – девушка, представитель торговой компании, на другом конце провода почему-то вздыхает, наверно, сама устала от перечисления этого списка.
Конечно, выбирая поставщика, неплохо бы поинтересоваться дальнейшим сопровождением и обучением. Кто в случае чего исправит неполадки и вообще подскажет – как со всей этой чудо-техникой обращаться? Ведь многим ИП элементарно потребуется ликвидировать такую безграмотность. Хорошо, если касса будет приобретена у компании, в своей деятельности делающей ставку не на «купи-продай», а на комплексную автоматизацию. Это значит, что свой хлеб она зарабатывает именно на системной подготовке торговых предприятий к работе. Значит, сможет подобрать кассу, соответствующую именно вашим условиям работы, и учесть все нюансы.
На сегодняшний день в стране – три производителя фискальных накопителей, порядка двадцати изготавливают кассовые аппараты, 10 операторов фискальных данных (их количество только за последние месяцы увеличилось в два с половиной раза). Операторы должны быть аккредитованы и иметь лицензию. Сведения о них можно найти на сайте Федеральной налоговой службы.
С 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года в Москве и еще в трех регионах – Московской, Калужской областях и Татарстане – проходил эксперимент. Одна из целей – посмотреть, насколько удобно передавать данные с чеков онлайн. Наверно, ничто никого из организаторов и участников эксперимента тогда не смутило, поэтому закон о переходе на новые кассовые аппараты был принят летом 2015 года.
И хотя на подготовку и раскачку было отведено достаточно времени, как всегда, в последний момент началось «хватание за голову» и обрастание страшилками.
На круглом столе в Торгово-промышленной палате Ростовской области заместитель начальника контрольного отдела УФНС России по Ростовской области Вячеслав Диденко выразил мнение, что большинство страшилок – от недопонимания.
Чтобы понимания стало больше, региональные официальные структуры (торгово-промышленная палата, министерство экономического развития) разместили пошаговые инструкции, налоговики объявили об «Открытых классах по вопросам перехода на новый порядок расчета» и о работе горячей линии (тел.: 249-86-35, 249-86-83).
Есть мнение, что шум поднимают в основном те, кто работал нечестно, скрывая налоги. Теперь посредством онлайн-касс их финансовая деятельность должна стать прозрачной.
Вообще, вся задумка перехода на новые кассы такую цель и преследует – более пристально наблюдать за движением наличных денег. Онлайн-кассы – следующий этап после введения системы ЕГАИС, позволившей усилить контроль за алкогольной продукцией, а именно – за контрафактом. Кстати, реализующие алкоголь, в том числе и пиво, должны были начать работать на онлайн-кассах с 1 марта 2017 года.
По некоторым данным, в Ростовской области должны обновиться 33 тысячи кассовых аппаратов. Их владельцы представляют в бизнесе совершенно разные весовые категории.
При этом Евгений Дегтярев, председатель комитета информтехнологий и автоматизации бизнеса Ростовского областного отделения общественной организации «ОПОРА России», член совета директоров группы компаний «Флагман», семь лет занимающейся комплексным обслуживанием бизнеса, считает, что те, кто рассуждает: «Конечно, крупному бизнесу легче установить онлайн-кассу – у него финансовые возможности больше, чем у мелких предпринимателей!», сильно заблуждаются.
– У нас есть клиент, которому предстоит оснастить онлайн-кассами 70 своих торговых точек. Это ни много ни мало – 2,5 миллиона рублей! В то время как мелкому предпринимателю нужно поставить 1-2. Это 30 – 60 тысяч рублей, – объясняет Евгений Николаевич. – Практика подготовки к внедрению онлайн-касс показывает, что часть предпринимателей действительно занялась решением этого вопроса еще несколько месяцев назад, 30% – тоже вписались в разумные сроки – в течение двух месяцев прошли необходимые шаги, но еще 30-40 % ничего пока не делают в этом направлении в надежде, что закон отменят. Думаю, что ничего уже не отменят, а сложности в виде того, чтобы попасть на рост цен на кассы и услуги операторов фискальных данных, а еще хуже – приостановление деятельности налоговыми органами – вполне могут приобрести.
Закон разрешает региональным органам власти освобождать от установки онлайн-касс только организации и ИП, находящиеся в труднодоступных территориях.
В Ростовской области такой список утвержден постановлением правительства РО от 02.02.2017 г.
В нем как более или менее известные населенные пункты, например, село Дубовское, поселок Веселый, поселок Горняцкий, хутор Рогожкино, п.Койсуг, так и те, о которых многие вообще ничего не слышали – хутора Дядин, Кочеванчик, Гусарева Балка, Сал-Адьянов, Снежный, Золотое Руно…
Полный список включает сотни сел, хуторов и поселков, удаленных от сетей связи и имеющих численность населения не более 10 тысяч человек.
Для предпринимателей, работающих в городах, таких послаблений не предусмотрено. За исключением нескольких категорий, типа кондукторов, продавацов сезонных ягод-овощей, мороженого, кваса на розлив, мастеров по ремонту обуви и т. п.
Но те, кто отчитывается по ЕНВД (единому налогу на вмененный доход) или имеет патент, то есть вообще работают без каких-либо кассовых аппаратов, могут перевести дух еще на год. Им дана отсрочка до 1 июля 2018 года.
Возможно, именно тогда может наступить самый сложный момент в реализации закона. Ведь он затронет в первую очередь именно по-настоящему малый бизнес, работяг, которые варятся в собственном соку с утра до вечера без выходных и отпусков. Уже сейчас вопрос об установке онлайн-касс их огорчает, раздражает и вызывает возмущение.
«Это означает полное вытеснение мелких предпринимателей!», «Торговля и так спала, еле зарабатываем на аренду точки и зарплату, а тут еще расходы на эту кассу и прибамбасы к ней».
Некоторые эксперты между тем считают, что от установки онлайн-касс пользу может получить не только бюджет страны в виде наполняемости налогами, но и конкретный предприниматель. Современные кассы и оборудование позволяют увидеть ясную, понятную и, главное, систематизированную картину о движении товара на торговой точке, анализировать ситуацию, контролировать продавцов. Также они избавляют от бесконечных хождений по налоговым инспекциям, ведь вся информация уже поступила к ним.
– Действительно, в нашей практике тоже есть немало случаев, когда после автоматизации небольшого магазина предприниматель расширял свой бизнес, – подтверждает и Евгений Николаевич. – Тем более что если раньше на это требовалось порядка 150 тысяч рублей, теперь получается в несколько раз меньше.

