В этом году крупнейший в России проектный институт ГипродорНИИ должен был бы отметить 85 лет со дня своего создания. Не дожил...

В здании ГипродорНИИ в Ростове нет отопления, света и главное – сотрудников.

Вместо юбилея проектировщик мостов через реки Обь, Дон и Северский Донец, Волгу и Кию, дорожных развязок ЕКАД (Екатернбургская кольцевая автодорога), подъездной дороги к ростовскому аэропорту «Платов», Московской объездной дороги, объектов к форуму АТЭС-2012, Олимпиаде в Сочи-2014, чемпионату мира по футболу-2018, – словом, практически всех самых значимых автомагистралей СССР и современной России на данный момент просто «тонет» в банкротстве. Мыслимо ли это? 

Филиалы ОАО «ГипродорНИИ» работали в разных городах страны, в том числе и в Ростове. Теперь большое здание в центре донской столицы, на улице Московской, выставлено на продажу. Об этом свидетельствует ярко-желтый баннер на стене. 

В здании отключены отопление и свет. Не будь одна линия с расположенным по соседству банком – перекрыли бы и воду. Дверь заперта изнутри. На входе красным карандашом нацарапан телефон охранника.

– В здании никого нет. Иногда лишь кто-то из сотрудников приходит забрать личные вещи типа чайных кружек, – констатирует охранник Валентин. Он здесь всего полгода, но видно, что ему тоже не по себе от такого поворота дел. – Это ведь была известная проектная организация. Кому из знакомых ни скажу, где работаю, все знают ГипродорНИИ. Мне как-то показывали фото дорог, которые здесь проектировали, – дух захватывает!

Теперь классные специалисты – порядка 300 человек – ушли кто куда. Устав сначала от задержек зарплаты на 2-3 месяца, а потом и вовсе до неизвестного срока, часть написала заявления об увольнении, но так до сих пор и не смогла получить расчетные и все бумаги, в том числе справку формы 2НДФЛ, необходимую для начисления пенсии и постановки на учет в службу занятости. 

Еще часть коллектива оставила здесь трудовые книжки в ожидании какой-то определенности хотя бы в виде официального сокращения штатов. Но ничего не происходит. Люди будто попали в правовой вакуум.

– Последний раз в марте 2017 года нам выдали оклад за август 2016 года, – говорит сотрудник ГипродорНИИ Роман Богоцкой. – У меня – ипотека. Пришлось брать потребительский кредит, чтобы ее погашать.

Начальник отдела персонала Владимир Ольнев подтверждает, что долги перед сотрудниками уже составляют миллионы рублей.
 
– Лично мне должны порядка 500 тысяч рублей, – говорит Владимир Михайлович.

Конечно, сотрудники не сидели сложа руки и пытались решить вопрос как на региональном, так и на федеральном уровне, обращаясь в суд, прокуратуру, инспекцию по труду. В некоторых городах даже проходили пикеты. Но в конце концов дороги все равно привели в Москву – по месту расположения головного офиса. А там, судя по официальному ответу, пришедшему из Головинской межрайонной прокуратуры Северного административного округа столицы, развернулась настоящая «Санта-Барбара».

В Головинском отделе службы судебных приставов находилось сводное исполнительное производство о взыскании задолженности по оплате труда на общую сумму 100 977 017,45 рубля. 

Часть средств работникам из некоторых филиалов ГипродорНИИ приставам удалось вернуть. Но 8 февраля 2018 года исполнительное производство на полпути окончено, так как ГипродорНИИ был признан банкротом. Соответственно, исполнительные документы переданы конкурсному управляющему.

До этого директор ГипродорНИИ в лице своего представителя и один из конкурсных кредиторов обращались с апелляционной жалобой. Мол, суд не принял во внимание доводы должника о перспективах развития организации. Ведь ею заключены и исполняются более 100 госконтрактов. Например, разработка рабочей документации по объекту «Реконструкция автодороги Владивосток – Артем в Приморском крае», проектирование объекта «Реконструкция Ракитовского шоссе», выполнение работ по разработке схемы развития автомобильных дорог общего пользования Иркутской области, проектно-сметной документации на строительство южного въезда в город Аксай трассы М4 «Дон». Также заключено более 30 госконтрактов на проектирование дорог в Крыму. Общий объем выручки составит 1 миллиард рублей, а прекращение их исполнения может привести к ущербу на общую сумму более 300 миллиардов рублей.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда решение о банкротстве было отменено и, соответственно, полномочия конкурсного управляющего прекращены. Затем постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа все вновь вернулось на круги своя – и полномочия конкурсного управляющего восстановлены. 

Уже прошло несколько месяцев, но он никак не может получить от должника документы и имущество. Все зависло в какой-то неопределенности. Соответственно, никак не решается вопрос и по зарплатным долгам.

Что с ГипродорНИИ не все ладно, его сотрудники из разных филиалов заметили еще задолго до банкротства. Об этом свидетельствует их общение на форуме в Интернете, датированное 2011–2015 годами.

Елка, Москва: «Как поется в той песне «Этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать...» Суть в том, что надежды, что организация «ГипродорНИИ» выкарабкается, НЕТ. Атмосфера в коллективе печальная, как на похоронах». 

Bestya, Екатеринбург: «Теперь из Уральского филиала ушли все лучшие специалисты. Когда-то это был уважаемый институт с многолетним стажем и дружнейшим коллективом, где с уважением относились к сотрудникам, соблюдая все соцгарантии».

Аноним, Воронеж: «Зарплаты нет и не обещают. Через месяц-другой ожидается более глубокое погружение. Давно пора валить, только куда?»

Самый честный, Екатеринбург: «Задержка зарплаты доходит до 2–3 месяцев. При этом довольно большая загруженность, часто заставляют выходить в выходные, задерживаться после работы».

Знакомый рассказал, Воронеж: «Нечестность, непоследовательность на грани неадекватности... даже предположить такое было трудно, но увы...»

Аноним, Ростов: «Абсолютно неадекватное руководство в центральном аппарате. Поведение учредителей и собственников больше похоже на преднамеренное банкротство. Перспективы печальные...»


Нужно сказать, что еще в 2009 году Счетная палата, проверяя ГипродорНИИ, выявила ряд странных финансовых операций, в том числе с некачественными векселями банков и с арендой недвижимости, которые «впоследствии могут негативно сказаться на показателях платежеспособности и финансовой устойчивости компании». Увы, это предположение, кажется, сбылось.