• Спецоперация на Украине
  • Наша победа
  • Спасти газету
3 окт 2023 г.
  • Рубрики
    • Новости
    • Точка зрения
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Здравоохранение
    • Экология
    • Наука и образование
    • Культура
    • Спорт
    • Туризм
    • Фоторепортаж
    • Видео
    • После публикации
    • Рады помочь
    • Законодательные акты
  • Все публикации
  • Картина дня
  • Новости
  • Проекты
  • Собеседник
  • Мне нужна мама
Search
Search
  • Главная
  • Все публикации
  • Экономика
  • Производство в ритме «цифры»

Производство в ритме «цифры»

Дата публикации: 25 сен 2019 г.

«Цифровой завод «НЭВЗ» – магистральный проект, по которому сейчас развивается флагман отечественного электровозостроения, одно из системообразующих предприятий области. И это не дань моде. Цифровизация продиктована производственной логикой, условиями конкуренции, трансформацией рынка и еще массой других больших и малых причин, которые просто не допускают остановки в росте.

Владимир Кобякин
Владимир Кобякин
1124

Фото/Видео: Владимир Апарин

Чудо-ключ, что держит в руках ведущий специалист бюро цифровизации Дмитрий КОЗЬМИН, хранит информацию о затяжке всех болтовых соединений на выпускаемых НЭВЗом локомотивах. Чудо-ключ, что держит в руках ведущий специалист бюро цифровизации Дмитрий КОЗЬМИН, хранит информацию о затяжке всех болтовых соединений на выпускаемых НЭВЗом локомотивах.

А что такое остановиться, а потом еще и пойти не туда, на НЭВЗе помнят по опыту 90-х годов. В пору, когда выпускавшиеся здесь буквально поштучно локомотивы продавались по цене пары не самых новых «мерседесов», очень многие торопились списать НЭВЗ со счетов. А там – и продать по дешевке в утиль. И, казалось, никакие усилия были неспособны уже остановить ход событий и наполнить заводские цеха людьми и гулом работающих станков. А уж такую вещь, как цифровое будущее производства, даже самые отчаянные головы не в состоянии были себе представить.

Однако ж завод устоял. Переоснащены производственные мощности, обновлены технологии.

С февраля прошлого года в цехах НЭВЗа интенсивно внедряются цифровые решения. К этой работе привлечено московское ООО «2050-Интегратор», которое реализует проект «Цифровой завод «НЭВЗ». За всем происходящим на заводе заинтересованно следят в «Трасмашхолдинге» – группе компаний, куда входит и НЭВЗ. Об окончании работы говорить пока рано – как показывает мировая практика, подобные проекты полностью реализуются за 3-5 лет. Но определенные результаты налицо. 

– Цифровой завод – это уже не далекая мечта будущего, это наш завод сегодня. Но обладающий более эффективными, гибкими и безопасными производственными процессами, – так характеризует идущие на предприятии перемены руководитель проекта «Цифровой завод «НЭВЗ» Игорь МАЛАКАЕВ.

Он назвал цеха и участки, уже охваченные цифровизацией:

– Пилотными стали электровозосборочный цех №1, электромашинное и заготовительное производства, часть тележечного цеха. Идет поиск перспективных решений и для кузовного производства…


Игорь МАЛАКАЕВ, руководитель проекта «Цифровой завод «НЭВЗ»
Игорь МАЛАКАЕВ, руководитель проекта «Цифровой завод «НЭВЗ»:

«Цифровой завод – это уже не далекая мечта будущего, это наш завод сегодня. Но обладающий более эффективными, гибкими и безопасными производственными процессами».

Будь ты хоть семи пядей во лбу, но согласовать между собой все процессы, учесть многие тысячи технических, технологических, экономических и организационных нюансов, располагая прежними линейными методами управления, принципиально невозможно. Такое способны обеспечить только цифровые технологии.

На заводе смонтировали систему отслеживания работы оборудования и установили на всех работающих 426 станках и агрегатах. В режиме реального времени она снимает данные о текущем состоянии станка и позволяет следить за использованием оборудования. Простаивает оно, сломано, отключено в плановом порядке, насколько загружено работой, сколько энергии потреблено и т.д. 

Все эти данные поступают в режиме онлайн в ситуационный аналитический центр завода. В этом тихом, изобилующем мониторами и оснащенном суперсовременной электроникой помещении они накапливаются, обрабатываются и становятся основой для принятия оптимальных управленческих решений. Можно сказать, что из ситуационного центра поступают импульсы, задающие единый и ровный ритм производства, согласно которому из сборочного цеха каждые 16 часов должен выходить готовый двухсекционный электровоз.

Дальше – больше. Очевидной стала необходимость контроля передвижения товарно-материальных ценностей: материалов, заготовок, деталей, инструмента. Все они в процессе производства перемещаются между участками и цехами, и важно не только не терять их из виду, но и знать степень готовности – если речь идет об изготавливаемой детали, и порядок использования – в случае оснастки и инструмента. 

Все эти моменты – особенно движение крупных деталей и узлов, таких, как, скажем, остов тягового электродвигателя, рама тележки, кузов электровоза, и других – прямо влияют на ритмичность производства в масштабах всего завода. И учесть до мельчайших подробностей движение и состояние стольких деталей прежними методами, без цифрового вооружения, человеку просто не по силам. 


Подачу заготовки под штамп – наиболее рискованную операцию – выполняет электромеханическая рука.

Без «цифры» уже не удастся определить критический путь – ту технологическую цепочку, где требуется точно соблюсти время и последовательность выполнения операций в процессе изготовления изделия. В свою очередь на основе цифровых технологий создается трехмерная модель всего завода. И это уже куда более совершенная форма организации производства и управления им, нежели применявшиеся в доцифровую эпоху сетевые графики.

Ведущий специалист бюро цифровизации Дмитрий КОЗЬМИН показал цифровой чудо-ключ. С его помощью определяется степень затяжки болтовых соединений. Проще говоря, у сборщиков появилась возможность накрутить гайку не на глазок, а соблюдая все технологические требования и нормы. ОТК в этом случае получает возможность видеть состояние болтовых соединений на всех узлах и агрегатах электровоза и точно оценить надежность их крепления. И поддержать тем самым заданный «цифрой» ритм. 

Единому ритму производства подчинена сегодня и работа заводского транспорта. Это легковые и грузовые машины, электрокары, тепловозы, погрузчики. Всего их на НЭВЗе 158 единиц, и все подключены к системе мониторинга работы транспорта. Можно корректировать маршруты и скорость движения – и тем самым использовать машину более эффективно, исключив простои и задержки.

Старую добрую технику безопасности сегодня на НЭВЗе существенно дополнила роботизация. Промышленные роботы устанавливают на наиболее травмоопасных участках. Так, на участке штамповки заготовительного производства пока в параллель работают две установки. Наряду с традиционным штамповочным прессом задействован робот. 

Подачу заготовки под штамп – наиболее рискованную операцию – выполняет электромеханическая рука. Комплекс состоит из двух роботов. Первый укладывает карту определенного размера со стороны подачи в штамп. После срабатывания пресса второй робот снимает со штампа вырубленную деталь и укладывает ее на специальное приспособление.

Как видим, на всех этапах производства цифровые технологии направлены на ослабление влияния, а то и полное исключение того, что принято называть человеческим фактором. Где-то это замена приблизительной информации, выдаваемой человеком, точными оценками и решениями, вырабатываемыми с помощью компьютеров. А где-то происходит и полная замена человека машиной.

Последнее обстоятельство вызывает обоснованное беспокойство по поводу занятости людей. Не вытеснят ли машины рабочих полностью? Не лишат ли средств к существованию? И. Малакаев решительно отверг такую примитивно понимаемую перспективу. По его словам, цифровизация производства способна дать жизнь новым специальностям:

– Реально у нас сейчас появляются те профессии, которых раньше на заводе не было. Тот же оператор робототехнического комплекса, администратор трехмерной производственной модели завода...

Потребности завода в квалифицированных кадрах новой формации удовлетворяют сегодня такие именитые донские вузы, как ДГТУ и ЮРГТУ (НПИ). Каких-то специалистов готовят на НЭВЗе самостоятельно. Однако считать проблему решенной пока нельзя. Из разговора с работниками завода можно было понять, что далеко не каждому оказываются по силам требования, которые предъявляют современные техника и технологии. Уровень подготовки не тот. 

Как повышать его – над этой проблемой одновременно с дальнейшей цифровизацией работают сегодня на заводе. И тот без малого миллиард рублей, что выделен для создания цифрового завода, – он и для переподготовки специалистов предназначен. Для сохранения кадрового потенциала...

Видео Владимира АПАРИНА 
Распечатать
Подпишитесь на нас в:
Google Yandex
Поделиться:
Сообщить об ошибке

Сообщение об ошибке

*
*
Смотрите также
Ещё
Loading...
Наше время
Точка зрения
Спасти «Почту России»
Спасти «Почту России»

Началась подписка на газеты и журналы на первое полугодие 2024 года. Журналисты «НВ» как все...

Подробнее
Loading...
Районы
Архив
←
→
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Loading...
Loading...
Loading...
Наши партнеры
Ростов без наркотиков Журналист Крестьянин АРС-ПРЕСС Дон ТР
  • © АНО «Редакция газеты «Наше время» (2000–2023)
  • Сетевое издание «НВ газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре 22.08.2023 г.
  • Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-85684.
  • Юридический адрес: 344068, г. Ростов-на-Дону, пер. 4-й Автосборочный, 1.
  • Фактический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 18.
  • Главный редактор - Вера Николаевна Южанская
  • Учредитель: АНО «Редакция газеты «Наше время»
  • Справка: +7 (863) 250-90-91, ntime@rostel.ru

Разработка сайта: INTEGRANTA

  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • О газете
  • Авторы

Разработка сайта: INTEGRANTA