С 2019 года понятие «социальное предпринимательство» закреплено законом. Кто эти люди, чем их бизнес отличается от других, выясняем у эксперта фонда региональных социальных программ «Наше будущее» предпринимателя Ирины ГУСЕВОЙ.


Ирина ГУСЕВА – эксперт фонда региональных социальных программ «Наше будущее», предприниматель, руководитель сети детских стоматологических клиник «Бобренок», общественный представитель АСИ в группе «Социальные проекты», член Совета по предпринимательству Ростовской области и г. Ростова.

Четырнадцать лет Ирина руководит сетью детских стоматологических клиник «Бобренок» в Ростове. Ее предприятие первым стало заниматься коммерческой детской стоматологией и начало формировать культуру стоматологического здоровья у детей и подростков. Кроме того, в «Бобренке» разработана программа по лечению детей с инвалидностью. Во время пандемии здесь выделили 500 тыс. рублей собственных средств на лечение 25 детей с ОВЗ. Более 50 % прибыли предприятие реинвестирует в развитие и расширение сети для оказания медицинской помощи большему количеству детей. Ирина Гусева организовала фонд «Улыбнись жизни», который помогает детям с инвалидностью получать качественную стоматологическую помощь. Здесь хотят, чтобы все дети имели равные права на улыбку.


Ирина, очень многие предприниматели выделяют денежные средства на решение социальных проблем. К примеру, наш земляк Дмитрий Бартошевский, возглавляющий компанию «Программные технологии», не первый год приобретает дорогостоящие лекарства для больных детей. Предприниматели помогают инвалидам, малоимущим, нуждающимся пенсионерам...

– То, о чем вы говорите, и социальное предпринимательство – совершенно разные вещи. Лекарства для больного ребенка – это благотворительность, единоразовое решение проблемы конкретного человека, и тут совершенно нет предпринимательской составляющей.

Благотворительность – это деятельность, направленная на решение социальной проблемы с помощью пожертвований, спонсорства, грантов. Здесь деньги привлекаются извне, они не производятся, например, самим благотворительным фондом.


Социальная ответственность бизнеса может встречаться на любом предприятии и не быть связана с основной деятельностью организации. К примеру, табачная компания производит сигареты, при этом может помогать благотворительным фондам. Или завод лакокрасочных изделий может иметь программы, направленные на сохранение экологии (при этом негативно влияя на экологию своим прозводством), и так далее. Цель традиционного бизнеса – извлечение прибыли. Цель социального предпринимательства – помимо извлечения прибыли, решение социальных проблем нуждающихся. Социальный предприниматель не привлекает пожертвования спонсоров и гранты, он решает проблему заработанными внутри компании деньгами.

Кто может получить статус социального предпринимателя?

– Предприятие, которое относится к малому и среднему бизнесу. То есть организация должна быть коммерческая и соответствовать определенным критериям.

Что это за критерии?

– Финансовая стабильность организации, возможность трудоустроить в нее, к примеру, инвалидов, одиноких или многодетных родителей, пенсионеров, малоимущих при условии, что их доля составит не менее 50% от общего числа работников, а расходы на оплату труда – не менее 25%. Могут быть предприятия МСП, которые реализуют товары или услуги, произведенные теми же людьми с ограниченными физическими возможностями, малоимущими (категории таких людей прописаны в законе № 209-ФЗ). Доля доходов от этой деятельности должна составлять не менее половины всех доходов предприятия. Также 50 % полученной чистой прибыли надо вложить в развитие этой же деятельности.

Предположим, я открыла парикмахерскую. Могу я стать соцпредпринимателем?

– Можете. При условии, если вы будете оказывать услуги социально незащищенной группе населения, например, парикмахерская для инвалидов, где для них будут предусмотрены скидки. Либо в парикмахерской станут работать не менее 50 % работников из категории социально незащищенных.

Надо понимать, что в законе деятельность социальных предпринимателей закреплена?

– На законодательном уровне понятие социального предпринимательства было закреплено лишь в 2019 году, в 209-й федеральный закон были внесены дополнения, которые раскрыли понятие социального предпринимательства и определили, кто из предпринимателей подпадает под эту категорию. В 2020 году впервые стал формироваться реестр социальных предпринимателей. По всей России в него вошли около трех тысяч предприятий. Фонд «Наше будущее» вел свой реестр задолго до принятия поправок в закон, и, по нашим оценкам, таких предприятий – около 10 тысяч. Многие НКО ведут свою деятельность, которую можно отнести к социальному предпринимательству, но они не являются субъектами МСП. В итоге такие организации не могут попасть в реестр социальных предприятий и рассчитывать на государственную поддержку. Это пробел в законодательстве, над которым в настоящее время думают депутаты.

Для чего вообще нужен реестр?

– Как раз для того, чтобы адресно оказывать государственную поддержку именно социальным предпринимателям. В реестр необходимо подавать заявления ежегодно, чтобы подтвердить свой статус. И это логично. Потому что если социальное предприятие отвечало определенным критериям в прошлом году, в этом оно может им уже не соответствовать. Поэтому документы подаются заново, и комиссия снова определяет, относится ли данный предприниматель к категории социальных или нет. В прошлом году в Ростовской области были одобрены 32 заявки. В этом году мы снова обращаемся к социальным предпринимателям и приглашаем их подавать документы для вступления в реестр.

Соцпредприниматели получают финансовую помощь?

– До 2021-го господдержки не было. И только в этом году впервые в России социальные предприниматели смогут рассчитывать на поддержку в виде гранта, сумма которого определяется.

Кто может стать грантополучателем?

– Социальные предприниматели, входящие в соответствующий реестр и окончившие школу соцпредпринимательства. Над созданием такой школы в области мы сейчас работаем.


Два года назад впервые с областным министерством экономического развития региональное отделение фонда «Наше будущее» провело форум «Дельфины бизнеса». А это – обмен опытом, экспертные оценки, новые знакомства и возможности для предпринимателей. Планируется, что такие форумы станут ежегодными.