Наши корреспонденты съездили в старый аэропорт. Там работает временная торговая площадка для предпринимателей, которые раньше вели торговлю на оптовом овощном рынке в Аксайском районе. Поговорили с продавцами о ценах, настроениях и о том, как они видят будущее. 

Овощной переехал – на первый взгляд, жизнь налаживается. Но что здесь будет, когда наступит жара? И куда в итоге переедет рынок?
Те, кто едет сюда за товаром из области, делают петлю под мостом и сворачивают прямо к законсервированному зданию аэропорта. Пристраиваемся в хвост грузовой «газели», через минуту въезжаем практически на летное поле и видим: по обе стороны проезда раскинули складные навесы торговцы овощами. 

– Дело налаживается? – спрашиваем оптовика, торгующего огурцами. Тот пожимает плечами и объясняет ситуацию, как маленьким:

– Вот вы работаете на одном месте, у вас есть торговая точка – небольшой магазин, налаженные связи, постоянные клиенты. У вас дело идет. Но вдруг приходят серьезные люди и говорят, что вы десяток лет торгуете незаконно, и вы вынуждены срочно переезжать торговать в другое место. На старом сносят ваш магазин, пусть и некапитальный, вы теряете склад, остаетесь на раскладном стульчике под зонтиком и с товаром, который умещается в машине. Обороты от продаж снизились – не зря говорят, что один переезд равен пожару.

– Если нам всем вместе не дадут общую площадку для торговли, то, рассеянные по разным рынкам, по разным районам, мы не сможем работать с необходимой рентабельностью, – объясняет глобальную проблему его сосед. – Мы пропадем поодиночке.

– К нам ведь приезжают покупатели из районов, которые торгуют овощами и берут их в ассортименте, – поддерживает пожилой мужчина, торгующий чесноком. – Раскидают нас по разным рынкам – не будет того оборота, придется снижать закупочные цены для тех, кто выращивает овощи. А они – на пределе, – поддерживают разговор из-под навеса напротив.

Все, к кому бы мы ни обращались с вопросами, ответили, что на новом месте торговля идет трудно. Особенно – розничная. Хотя цены здесь весьма демократичные. 

Мы соблазнились и сделали покупки. Килограмм кабачков – по 70 рублей, чуть больше килограмма сладкой греческой клубники – 200 рублей, два килограмма огурцов пупырчатых, небольшого размера – по 80 рублей, две головки брюссельской капусты – по 150 рублей за килограмм, два крупных корня великолепного пастернака – по 150 рублей за килограмм плюс головка крупного молодого чеснока обошлись нам в 550 рублей. Как минимум вышло на триста рублей дешевле, чем приобрести все то же самое в магазине в городе. Одна брюссельская капуста получилась вдвое дешевле. Нашли мы и два прилавка, где торговали молочными продуктами – сыром, сметаной. Покупать не решились – холодильников тут нет.

Все вроде входит в колею: по рядам лихо разъезжают продавцы кофе и обедов для торгующих. Ходят уборщики мусора – на территории чисто. Правда, нет воды даже для того, чтобы вымыть руки, ее торгующие возят из дома. А вместо обустроенных капитальных туалетов, которые были сделаны на прежнем рынке, стоят биотуалеты, не совсем удобные для людей старшего возраста – что продавцов, что покупателей. И еще: биотуалетами эти объекты называются не потому, что они сделаны из синего пластика и их можно установить в любом месте, а потому, что туда надо сыпать специальные вещества, убирающие запах. И мы подумали о приближающейся жаре: без кондиционеров, без воды, с биотуалетами…

Туманна и перспектива для бизнеса. Каждый оптимист надеется, что сможет вернуться на прежнее место. Но пессимистов больше. 

– Порушат наш бизнес, – сетуют они. – А как городу жить без такого рынка, как наш? Получается, все сделано в угоду крупным сетям. Люди будут платить за овощи гораздо дороже, чем у нас. И большинство населения за счет дороговизны будет их меньше употреблять.

Как власти пытаются помочь торгующим? АО «Донская торговая компания», которое и организовало новую площадку, работающую в формате постоянно действующей универсальной ярмарки, до 12 мая не брало с них плату за въезд и размещение автотранспорта с плодоовощной продукцией. С 12 мая плата берется по тарифам, установленным до конца месяца: они на 20 % ниже применяемых ранее на рынке в Аксайском районе. Въезд на территорию ярмарки для «газели» обойдется в 350 рублей, а торговое место – в 900 рублей в сутки, для десятитонного КамАЗа въезд стоит 800 рублей, а аренда торгового места на ярмарке – 1400 рублей в сутки. Самая высокая стоимость установлена для фуры – 1600 рублей – въезд и 1850 рублей – торговое место. 

В ближайшее время планируется расширение торговой площади, а также ассортимента реализуемой продукции. На рынке наладят торговлю мясом и еще целый ряд для торгующих в розницу, чтобы жители города и области могли заехать на ярмарку в любой момент и приобрести необходимые товары.

Поживем, как говорится, увидим.