Сегодня на железных дорогах эксплуатируются 1737 грузовых электровозов этого семейства. Все они изготовлены на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
Общий пробег этих локомотивов с начала эксплуатации превысил 2,3 млрд километров. Можно сказать, что новочеркасские электровозы восемь раз пробежали от Земли до Солнца и обратно.
При этом среднесуточные пробеги «Ермаков» очевидно растут. Так, у электровозов 3ЭС5К на Дальневосточной железной дороге среднесуточный пробег составляет рекордные 645 километров.
Эти локомотивы работают на 16 железных дорогах страны и составляют базу приписного парка 23 локомотивных депо. Эксплуатируются «Ермаки» и частными отечественными операторами подвижного состава, и на железных дорогах в Узбекистане.
Новочеркасские «Ермаки» отличаются высокой эксплуатационной надежностью. Согласно рейтингу ОАО «РЖД», составленному в январе-апреле текущего года, коэффициент готовности всех «Ермаков» находится на уровне 0,972. У гарантийных локомотивов он еще выше и достигает 0,993. Эти показатели превышают установленные техусловиями нормативные значения в 0,97.
Напомним, что первый «Ермак» вышел из ворот НЭВЗа в конце 2004 года. Комплекс работ по разработке, испытанию и сертификации локомотивов этого семейства занял рекордно короткие два года. Обычно с момента утверждения технического задания на электровоз до его полной готовности проходит 5-7 лет.
К серийному производству электровоза 3ЭС5К на НЭВЗе приступили в 2007 году. А в конце 2014 года НЭВЗ передал ОАО «РЖД» один из самых мощных локомотивов в мире — электровоз 4ЭС5К. Его мощность на тот момент была беспрецедентной и равнялась 13120 кВт. Это позволяло «Ермакам» данной модификации водить тяжеловесные поезда массой до 7100 тонн по участкам со сложным рельефом.
За восемь лет, прошедшие с начала активной эксплуатации, грузовые электровозы семейства «Ермак» в полной мере продемонстрировали свою надежность, завоевав предпочтение железнодорожников благодаря своим высоким тяговым и эксплуатационным характеристикам. Сегодня они с успехом используются для транспортировки сверхтяжелых составов.