Актуальные проблемы развития сферы торговли в Ростовской области рассмотрели участники сегодняшнего расширенного заседания регионального правительства.
Докладчик – недавно назначенный директором областного департамента потребительского рынка Алексей Панкратов особо выделил ряд мер, которые призваны обеспечить нормальное функционирование сферы торговли в нынешних непростых условиях. В частности, в центре и на местах, в том числе и в Ростовской области, подготовлены законодательные инициативы, актуализирующие форматы торговли и приводящие торговую сферу к единому государственному регулированию в равных конкурентных условиях. Кроме того, федеральный Минпромторг готовит законопроект по регулированию деятельности оптовых продовольственных рынков.
Сфера торговли на Дону традиционно считается одной из ведущих. Здесь формируется около 17 % валового регионального продукта, зарегистрировано порядка 70 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А самое главное – обеспечиваются рабочими местами 450 тыс. человек, или около четверти населения, занятого в экономике области.
Соответственно, впечатляет и такой показатель, как оборот розничной торговли. Он в прошлом году вырос в сопоставимых ценах на 10,2 % . По этому показателю Ростовская область занимает шестое место в рейтинге российских регионов.
Инструменты функционирования сферы торговли известны. И они постоянно совершенствуются. Так, развиваются крупноформатные и сетевые предприятия торговли. Этот вид торговли обладает рядом конкурентных преимуществ перед другими форматами. Прежде всего это возможность осуществления высокотехнологичной логистики, использование современных технологичных решений, передовые методы управления, использование современных информационных технологий и целый ряд других, делающих сетевую торговлю привлекательной как для предпринимателей, так и для потребителей. Не случайно по итогам прошлого года доля сетевого ретейла в формировании оборота розничной торговли на Дону достигла 32,4 %.
Но при этом розничные рынки и ярмарки остаются по-прежнему важным каналом сбыта продукции. На Дону функционирует 40 розничных рынков на 16,3 тыс. торговых мест. Под ярмарки отведено 435 площадок.
Еще один сохраняющий свою эффективность торговый формат – нестационарная и мобильная торговля. Этот формат следует развивать и дальше, поскольку он наиболее доступен для начинающих и малых предпринимателей. Кроме того, мобильная торговля способна выполнять специфические функции. И в силу перечисленных преимуществ остается для власти одним из приоритетных направлений развития торговой сферы.
Если же говорить о наиболее современных форматах, то тут следует в первую очередь назвать электронную торговлю. Она на Дону, очевидно, развивается высокими темпами. По итогам первого квартала текущего года онлайн-продажи выросли почти вдвое против прошлогоднего, составив 17,6 млрд рублей. Доля торговли через интернет в общем объеме оборота розничной торговли увеличилась до 6 %. В 2021 году этот показатель составлял 3,8 %. Ведущую роль в этом формате играет логистика. Не случайно в последние годы здесь наблюдается практически взрывное развитие. Расширяются сети пунктов выдачи товаров в различных территориях, не исключая и сельскую местность.
Однако слаженно функционирующий торговый механизм в нынешнем году столкнулся с новыми серьезными экономическими вызовами. Мощный санкционный пресс обусловил, особенно на первых порах, ажиотажный спрос. Еще более возросли потребность в оперативном импортозамещении и необходимость сохранения лояльного ценообразования.
В стабилизации положения решающую роль сыграли меры поддержки сферы торговли, намеченные на федеральном уровне. На уровне же региональном все заинтересованные ведомства активно способствуют практической реализации этих мер. Среди них – продление на срок от 5 до 7 лет действия разрешений на работу розничных рынков, ярмарок и нестационарных торговых объектов.
Исходя из этого, правительством региона разработаны поручения департаменту потребительского рынка. В частности, ведомству предлагается обеспечить в этом году проведение конкурсов на право размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности. Предпочтительный формат конкурсов – электронный.
В ходе обсуждения был поднят вопрос так называемой уличной и придорожной торговли. Тема более чем проблемная, и губернатор Голубев не стал скрывать возмущения ситуацией:
– Глаза порой хочется закрыть, когда видишь торговлю вдоль наших дорог. Понятно, что эту проблему вижу не только я. Но важно не только видеть, но и оперативно принимать соответствующие меры, чтобы не допустить ее. И привлекать к ответственности тех, кто проблему допускает. Возможности и силы для этого имеются…
Губернатор потребовал доработать всю программу мер, намеченную департаментом потребительского рынка:
– Вопрос организации торговли и контроля цен – без преувеличения, вопрос стратегический Тут нужна быстрая, эффективная, а главное – результативная работа...