Правительство Ростовской области на своем расширенном заседании обсудило проблему соответствия возможностей системы среднего профобразования потребностям работодателей.
Это одна из тех проблем, что выдвинута самой жизнью. Год от года она становится все актуальней. А в последний год приобрела фактически экзистенциальный характер. На фоне санкционного давления нехватка рабочих и среднетехнических кадров достигла на Дону угрожающих размеров. Вопрос качества среднего профессионального образования с учетом потребностей работодателей не просто назрел. Он, что называется, перезрел.
Как сообщил донской министр общего и профессионального образования Ростовской области Андрей Фатеев, в области уже четвертый год идет модернизация системы профессионального образования. Она нацелена на повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, что соответствует целям нацпроекта «Образование». С минувшего года к нацпроекту присоединился федеральный проект «Профессионалитет».
Последний появился как ответ на серьезнейшие вызовы, обозначившиеся в последнее время. К реализации этого проекта привлечены на равноправной партнерской основе образовательные организации, предприятия и структуры власти. Все они оказываются заинтересованными в оперативном достижении поставленных проектом целей.
«Профессионалитет» потому и появился, что он активно способствует кадровому обеспечению решения сложной задачи обеспечения импортозамещения и технологического суверенитета страны.
Как рассказал, выступив на сегодняшнем заседании правительства, ректор Ростовского государственного университета путей сообщения Владимир Верескун, реализация на Дону федерального проекта «Профессионалитет» стартовала с создания на базе техникума РГУПСа образовательно-производственного центра железнодорожного транспорта. Работодателем, который выделил на создание и развитие центра свыше 20 млн рублей, стало ОАО «РЖД»:
– Таким образом, с 1 сентября минувшего года 130 студентов техникума РГУПСа приступили к обучению по трем программам подготовки профессиональнов среднего звена. Это «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Электроснабжение (по отраслям)» и «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»...
А в наступившем году охват учебных заведений проектом «Профессионалитет» расширится. Гранты по 100 млн рублей из федерального бюджета на создание образовательно-производственных центров (кластеров) в рамках проекта получили Ростовский строительный колледж и Таганрогский техникум машиностроения и металлургии «Тагмет». Присоединились к финансированию и работодатели, вложив в капитальный ремонт и приобретение современного оборудования 40 млн рублей.
Сегодня «Профессионалитет» уже занял свою нишу в системе подготовки кадров. И доказывает свою эффективность. Поэтому донское минобразования создало региональный наблюдательный совет по реализации этого федерального проекта. В состав совета вошли представители заинтересованных работодателей и профсоюзных организаций региона, А в каждом колледже – участнике федерального проекта появились управляющие компании, дополняющие новый механизм подготовки кадров профессионалов.
Реализация проекта прямо предполагает активизацию профориентационных и информационных кампаний – прежде всего в среде школьников. И если в 2022 году программой популяризации была охвачена половина всех учащихся донских школ, то в году наступившем запланирован уже 70-процентный охват школьников 6-11 классов. Разумеется, работа эта ведется с учетом потребностей работодателей. А если шире – то соответствует и запросам рынка труда.
Обстановка такова, что требует ускоренной подготовки профессионалов среднего звена. В свое время система эта была бездумно порушена. Теперь ее приходится создавать заново. Но не копировать прежние отжившие свое образцы, а формировать принципиально новую, отвечающую потребностям и вызовам времени образовательную конструкцию. Такую, что позволила бы удовлетворить кадровые потребности предприятий, где квалифицированные специалисты необходимы уже «здесь и сейчас». Оттого, помимо штатных преподавателей и мастеров производственного обучения, в этой роли нередко выступают представители работодателя. Это значительно ускоряет процесс обучения и практической подготовки кадров.
Крайне важно и то, что выпускники колледжей, обучавшиеся по программам «Профессионалитета», получают гарантированное трудоустройство. Тем самым опасность молодежной безработицы, как и вероятность кадрового голода, в значительной степени нивелируются.
Надо отметить, что подготовкой профессионалов на Дону озаботились уже довольно давно. А с появлением национального проекта «Образование» и федерального проекта «Профессионалитет» эта работа оказалась поставлена на прочную системную базу. Свою роль здесь сыграло и движение «Молодые профессионалы. Россия». В частности, это движение хорошо поработало в сфере кадрового обеспечения государственно-частного партнерства.
В ближайшей перспективе колледжи, техникумы и региональная система профобразования будут развиваться в направлении совершенствования методик и технологий профессиональной подготовки. Внимание к кадровым запросам малого, среднего и крупного бизнеса будет только возрастать.