С их поставкой Новочеркасский завод выполнил годовой план по выпуску четырехсекционных магистральных грузовых электровозов переменного тока «Ермак».
Последний из заказанной в минувшем году ОАО «РЖД» партии в 20 единиц ушел в депо Смоляниново Дальневосточной железной дороги. Это локомотив «Ермак» модели 4ЭС5К. Он выпускается на заводе вот уже скоро 10 лет и сегодня входит в число наиболее мощных локомотивов в мире. Мощность этого «Ермака» – 13 120 кВт (в часовом режиме). Он способен водить тяжеловесные поезда массой до 7 100 тонн в условиях сложного природного рельефа Восточного полигона.
На Дальневосточной железной дороге уже успешно эксплуатируются 57 «Ермаков» этой модели. Они обслуживают участок Смоляниново – Находка. Еще 11 электровозов работают на участке с интенсивным грузовым движением Карталы – Магнитогорск – Инзер. Тамошний рельеф считается одним из наиболее сложных на Южно-Уральской железной дороге.
При создании локомотива 4ЭС5К впервые в практике НЭВЗа было реализовано поосное регулирование силы тяги электровоза, которое затем было внедрено на всех локомотивах семейства «Ермак». Такое техническое решение позволяет оптимально распределять тяговую нагрузку между осями и реализовывать максимальный коэффициент тяги электровоза. А значит, и увеличивать вес перевозимых грузов.
С января 2021 года на всех электровозах 4ЭС5К устанавливаются универсальная система автоведения поездов и интеллектуальная система автоматизированного вождения соединенных поездов. Это позволило автоматизировать процесс управления тягой и тормозами поездов. Начиная с минувшей осени, локомотивы комплектуются усиленными кабинами машиниста, что способствует повышению безопасности движения.
Грузовые электровозы семейства «Ермак» выпускаются в двух-, трех- и четырехсекционном исполнении. Имеется опыт производства односекционных локомотивов Э5К. Электровозы «Ермак» являются второй по объему серией, когда-либо выпускавшейся на Новочеркасском заводе. С 2007 г. НЭВЗ произвел более 6 000 секций электровозов семейства ЭС5. Это самая массовая серия, которая выпускается в настоящее время на пространстве с «русской колеей» в 1 520 мм. И одна из самых массовых в мире.
Электровозы 4ЭС5К являются важнейшим элементом реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта России в части развития тяжеловесного движения на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях.