Этот локомотив, которому присвоена марка, – первый в истории отечественного транспортного машиностроения гибридный электровоз.
Он относится к маневровым контактно-аккумуляторным локомотивам постоянного тока с асинхронным приводом и бортовым накопителем энергии. Что и отражено в его марке – ЭМКА2. Сейчас ему выдан сертификат соответствия Евразийского экономического союза сроком действия на 5 лет.
Такой сертификат подтверждает соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и дает право на серийный выпуск локомотивов и их эксплуатацию локомотивов на территории ЕАЭС.
Электровоз ЭМКА2 был изготовлен в 2023 году. Его дизайн создан при участии Национального центра промышленного дизайна и инноваций. Машина успешно прошла полный цикл испытаний на территории НЭВЗа, а также на экспериментальном кольце в городе Щербинка и на скоростном испытательном полигоне Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
Новый гибридный электровоз предназначен для работы в депо и на пассажирских вокзалах крупных станций, где по экологическим соображениям нежелательно использование дизельных двигателей. Он также может эксплуатироваться на внутренних железнодорожных путях промышленных предприятий.
Электровоз способен работать как от контактной сети, так и от бортового накопителя энергии. Он способен заряжаться от контактной сети через штатный токоприемник напряжением три киловольта и делать это как в движении, так и на стоянке. Возможен заряд и от внешнего специализированного зарядного устройства. Накопитель и тяговая система электровоза позволяют без подключения к контактной сети провести состав массой до 2000 тонн на расстояние до 14 километров. Локомотив без поезда способен преодолеть за счет питания от батареи до 100 км.
В 2024 году планируется начало эксплуатации нового гибридного электровоза. А со следующего года начнется его серийное производство.