Пьеса о потерянном электричестве

— Смотрите: за январь по общедомовому счетчику накрутило 3000 кВт. А сумма всех показаний квартирных счетчиков — 1774 кВт, — демонстрируют полученные квитанции жители дома на ул. Портовой, 172.  — Это что же, шесть лампочек по 25 Вт в подъездах за месяц накрутили 1200 кВт?!

Завязка

По квитанциям за другие месяцы видно, что с июля прошлого года «на лампочки» в трехэтажном доме из двух подъездов уходит от 900 до 1600 кВт, оплату за которые управляющая компания распределила на всех живущих в доме. А так как в доме всего 12 квартир, где живут в основном пенсионеры, «надбавка» для них получилась достаточно болезненная. Они платят больше тысячи рублей в месяц за потребленные по их квартирным счетчикам 250 кВт.

— Я требовал в управляющей компании показать мне расчеты, предъявить журнал показаний общедомового счетчика — меня и слушать не захотели! — рассказал Виктор Г., житель этого дома. — Вот добился, что с января лично мне перестали начислять эти добавки. Но как бы и остальных жителей защитить?

Под подозрением у жителей дома странная система проводов, которая подключена к их общедомовому счетчику.

— Там явно «лишние» кабели, их столько, что ящик вообще не закрывается, — считает Валерий К. — Гаражей или магазинов поблизости нет — не ворует ли кто электричество у всего дома?

Экспозиция

— К рубильнику подходят кабели от других домов, однако подключены они до общедомового счетчика, — отчитывается Юрий Клевцов, директор УК «Возрождение», к которому мы пришли за разъяснениями. — В течение второй половины 2010 года дом посетили три комиссии с участием госжилинспектора, однако никаких нарушений ни в работе общедомового счетчика, ни в энергоснабжении дома не обнаружили.

Версию с «подкручиванием» общедомового счетчика в ущерб жильцам также приходится отложить — он опломбирован тремя организациями: управляющей компанией, ОАО «Донэнерго РГС» и ОАО «Донэнергосбыт». Показания со счетчика одновременно отправляются в «Донэнергосбыт» и ЕКРЦ, рассчитывающему коэффициент потерь, на который и увеличиваются показатели в квитанции жителя. «Акты снятия показаний со средства учета электроэнергии» хранятся в управляющей компании, их могут предоставить для сверки «старшему» по дому или обычному жителю по письменному заявлению.

Так откуда такие цифры в квитанциях?

— Когда жильцы платили напрямую «Донэнерго-сбыту», все потери дома взимались с управляющей компании, — рассказал Юрий Клевцов. —  Самих жителей это не волновало. До недавнего времени, когда мы начали устанавливать общедомовые узлы учета. На Портовой, 172 это произошло в июле прошлого года — с тех пор и жалуются. 

Кульминация

По мнению сотрудников УК, этот дом можно назвать кладезем всевозможных нарушений. Во-первых, практически у всех жителей — старые счетчики неположенного уже 10 лет класса точности 2.5, которые еще и не поверялись с конца 80-х годов. Во-вторых, из дюжины квартир треть — под «подозрением». Например, один собственник никак не выполнит судебное предписание по исправлению ввода электропроводки в квартиру: странная система проводов еще и перекинута через чердак к кабелям соседнего подъезда, что может стать не только причиной утечек электроэнергии, но и пожара. На вводе кабеля к другой квартире стоит отключающее устройство, к которому можно подключиться в обход квартирного счетчика — сейчас сотрудники УК собирают документы, чтобы через суд обследовать эту странную систему. Есть в доме один «нормативщик», который вне зависимости от потребленного платит положенные 80 кВт в месяц. Им, к слову, из-за конфликта с УК по поводу установки  нового электросчетчика и оказался Виктор Г. (поэтому его и «освободили» от коэффициента потерь и теперь будут начислять его раз в квартал). Еще одна квартира и вовсе отрезана от электросети «по желанию собственника», а лампочки в окнах, как поговаривают сами жильцы, горят.

— Жильцы воруют друг у друга, — считают сотрудники управляющей компании. — Видно же с улицы, что сплит-система стоит в квартире, а в самую жару они сообщают о потребленных 80 кВт — такое разве возможно? Весь дом за них и расплачивается. Но выявить вора можно только с санкции общего собрания дома. Всего-то 12 квартир, а даже старшего по дому выбрать не могут…

Еще одна возможная причина утечки электроэнергии, которую придполагают жильцы: прохудившаяся проводка, дому ведь больше полувека. Что на это скажут управленцы?

—  Аудит внутридомовой электроразводки не предусмотрен по договору УК с жильцами, поиском утечек в проводке занимаются специальные лаборатории. Дополнительных средств на это у нас нет, — категоричен  Юрий Клевцов. —  При софинансировании с жителями дома, хотя бы 50/50, можно было бы заказать такую услугу. Тут опять же нужно решение общего собрания… Да сделали бы жильцы хоть  первый шаг нам навстречу — заменили счетчики на более точные, как положено, — может, и нашли бы сами  «потери». Это в их интересах: по постановлению правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний общедомового прибора учета.

Реприза

Не успела я отойти несколько метров от офиса управляющей компании, как меня нагнала Вера М. Она мельком слышала наш разговор и поспешила добавить подробностей.

— Я живу на 2-й Краснодарской, 12, у нас в доме 8 квартир. Та же ситуация: по 100 -120 кВт добавляют каждый месяц! Мы до мэра дошли, в ответ: поменяйте счетчики. В доме — одни старики, но мы скинулись, поставили новые, более точные. И что вы думаете? Ничего не изменилось! И счетчики накручивать стали больше, и «надбавка» никуда не исчезла. Цехов в подвалах нет, воровать вряд ли кто станет… Мы грешим на частные дома около нас, может, подключился кто? Обращаемся в «Донэнергосбыт» — те молчат.

Может, действительно, хотя бы ресурсоснабжающая организация может помочь жителям?

— Обязанность по содержанию и обслуживанию сетей общедомового счетчика и энергосетей, выявление и пресечение несанкционированных подключений к внутридомовым сетям многоквартирного дома полностью возложена на исполнителя коммунальных услуг — управляющую компанию или иную специализированную обслуживающую организацию, — ответили в «Донэнергосбыте». — По закону  проверку  пломб и состояния средств учета «ДЭС» имеет право проводить в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в полгода.

Вычислить незаконные подключения к общедомовому прибору учета может инспектор гос-жилинспекции. Для этого необходимо написать заявление на имя главы государственной жилищной инспекции по Ростовской области, где изложить ваши подозрения. Но если таких нарушений нет, в вопросе с «надбавками» инспекция имеет право вмешаться, если при расчете за электроэнергию нарушается постановление правительства РФ № 307. Например, когда вместо применения соответственной к типу дома формулы с квартир снимается «по 25 рублей на лампочки». Чтобы выяснить это, стоит сделать запрос в расчетный центр, который поставляет вам квитанции: предоставляется ли полная информация по данному дому? В любом ином случае жильцы остаются наедине с потерявшими стыд и совесть «потерями».

Эпилог

Когда я вернулась в редакцию, на столе меня ждало очередное письмо от читателя. «В феврале жильцы многоквартирных домов вокруг площади Ленина получили квитанции — и ахнули, — пишет И. Безымянный. — Январский коэффициент на электроэнергию составил 2.29, то есть за 100 кВт мы должны заплатить не 308 рублей, а 750! Мы бросились  в ООО «Югжилсервис», а нам в ответ «У вас кто-то ворует, ищите вора». Как мы на свои гроши будем это делать? Нам что, проспект Ленина перекрывать, чтобы хоть кто-то обратил на нас внимание?».

Такие письма приходят сотнями в районные и городские администрации. На сайте интернет-приемной администрации Ростова-на-Дону в разделе «Электроэнергия» только за последние три месяца — полсотни аналогичных вопросов, требований, жалоб…  Ответы мэрии шаблонные: выявить приборы учета с истекшим сроком поверки, установить счетчики класса точности 2,0, предъявлять показания индивидуальных приборов учета до 10-го числа месяца и выбрать инициативную группу для контроля снятия показаний приборов учета. А письма все идут: то ли люди у нас пошли непонятливые, то ли данные меры — неэффективны.

Не всегда большие суммы в платежных документах за коммунальные услуги связаны только с ростом тарифов. В каждом конкретном случае следует четко определить, в чем заключается проблема. Вам не предоставили услугу надлежащего качества? Вам завысили установленный тариф или размер платы за услугу? У вас идет превышение предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные и жилищные услуги? После этого необходимо обратиться в орган, к компетенции которого относится рассмотрение таких вопросов.

Это может быть Региональная служба по тарифам (263-45-12; эл.почта rek@donpac.ru), к компетенции которой относятся вопросы формирования тарифов, соблюдения предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилищные и коммунальные услуги; Государственная жилищная инспекция (253-45-60, 253-36-11, эл.почта gjiro@aaanet.ru) контролирует вопросы предоставления коммунальных услуг установленного качества и количества, вопросы формирования размера платы за жилищно-коммунальные услуги; министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (240-13-60, 240-13-79) или же муниципалитеты, общества защиты прав потребителей и т.д.

Заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Евгений Шепелев:

— Размер платы за элетроснабжение мест общего пользования зависит от многих факторов. В первую очередь речь идет о классе точности индивидуальных приборов учета. Большое значение имеет уровень износа электрической разводки. Нельзя забывать о том, что из-за разного времени снятия показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета будут сильно разниться и данные для оплаты потребленной электроэнергии. В случае возникновения сомнений в размере платежа за электроснабжение мест общего пользования можно обратиться в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по телефонам «горячей линии»: 240-13-60, 240-13-79.