(Продолжение. Начало в №№ 87, 90­91, 95)

Лазейку для недобросовестных соседей оставила формула № 9 Приложения 2 к постановлению Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг». Эта формула применяется к расчету платы за коммунальные ресурсы для жителей домов, частично оснащенных индивидуальными приборами учета. Так и не установившие счетчики «нормативщики» платят лишь по определенному в регионе тарифу вне зависимости от того, сколько на самом деле они потребили. А в случае, когда такие «нормативщики» еще и сдают свое жилье в аренду, ситуация может стать настоящей «черной дырой» для их соседей.

Решение этой проблемы заложено в самом  же постановлении №307: при изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами, в том числе в связи с проживанием временных жильцов, размер платы за коммунальные услуги должен быть соответствующим образом изменен (пп. «д» п.38 ). По этому же закону собственник должен сообщить об изменении состава проживающих в течение 10 дней. На практике же «чистоплотные семьи из 20 гастарбайтеров» сидят на шее соседей годами.

Выявлять фактически проживающих, но не зарегистрированных и не оплачивающих в связи с этим коммунальные услуги граждан должна управляющая организация. Эта обязанность на нее возложена  «Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713. Но…

— По квартирам мы ходить не можем, нас просто не пускают, — признаются руководители управляющих компаний. — Сама процедура выявления квартирантов — достаточно сложная.

Попробуем разобраться.

Основанием для начисления платы за все коммунальные услуги (кроме отопления) является не регистрация граждан, а использование этих услуг. По существующему законодательству инициативу в этом должен проявить сам собственник сдаваемой квартиры. Если он медлит, факт проживания незарегистрированных граждан может быть установлен сотрудниками управляющей организации при помощи свидетельских показаний очевидцев (например, соседей по лестничной площадке или консьержа) с составлением соответствующего акта. Однако данный документ может быть оспорен в суде: все­таки управленцы не имеют полномочий на розыскную работу.

Полноценное право опрашивать свидетелей и констатировать нарушение имеет участковый, к нему и стоит обратиться. Официальный повод: нарушение ст.19.15 КоАП РФ, если новые жильцы находятся в квартире больше трех месяцев. Лучше всего сделать это по следующей схеме: жители пишут коллективное письмо в управляющую организацию, а потом уже сама организация обращается в полицию на основании этого письма. Далее сотрудник полиции составляет протокол опроса свидетелей и акт о проживании в помещении незарегистрированных граждан. Вот на основании этих документов управленцы имеют полное право произвести перерасчет начислений за ЖКУ.

Еще один вариант — для сплоченных и умеющих считать свои деньги жителей дома. Список фактически проживающих в доме имеет право утвердить общее собрание жильцов на основании показаний соседей. Результаты такой «переписи» можно будет оспорить только в судебном порядке — собственник должен будет уже сам доказывать, что не живет в квартире или не держит там постояльцев.

А если постояльцев нет, но собственник отказывается установить квартирный счетчик? Таких людей пытаются принудить к нужному (в первую очередь, для его соседей) действию и общим собранием жильцов, и все повышающейся стоимостью тарифа для «нормативщика»… Но, похоже, более веской мерой будет наступление административной ответственности за это в 2012 году, когда ему установят счетчик уже без права выбора прибора и исполняющей организации, а после потребуют (если надо — через суд) оплатить все расходы.

(Окончание  следует)

Факт проживания граждан в жилом помещении, не оборудованном прибором учета, без привлечения сотрудников полиции может быть установлен на основании:

— уведомления собственника помещения об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты, представляемой исполнителю услуг не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений («Правила предоставления коммунальных услуг»);

— уведомления наймодателя жилого помещения об изменении оснований и условий, влияющих на пользование жилым помещением («Правила пользования жилыми помещениями»);

— дополнительного соглашения с наймодателем, заключённого на срок проживания временных жильцов (п.12 ст.155 ЖК РФ).

Нарушение этих пунктов влечет за собой административную ответственность.