В своем недавнем телевыступлении губернатор Ростовской области Василий Голубев призывал жителей Дона к более активным действиям по защите своих жилищных прав: «Только контроль собственников над управляющими организациями может пресечь нарушения в сфере ЖКХ. Инициатива должна идти от жильцов, а чиновники обязаны создать для нее все условия».

Никаких условий по защите своих прав на качественный ремонт и безопасность жилья инициативная группа дома по ул. Пушкинской, 197 в данный момент не видит.

Бесконечные списки

Еще в 1998 году специалисты МУП ЖЭУ-12, которые тогда обслуживали этот дом, признали необходимость ремонта западной боковой стены. В 2001 году жильцы получили первый ответ от ­ДМИиБ Кировского района: дом признали «первоочередным на производство ремонта стеновых панелей на 2002 год». С тех пор такой ответ с подписью руководителя организации Евгения Сережкина жители получают ежегодно.

… К 2008 году, когда жители дома заключали договора с управляющей компанией ООО ЖКХ «Кировский», вопрос с трещинами в стене был еще актуален. В 2009 году было объявлено — капитальному ремонту быть!

На общем собрании, которое провели жители, под протокол выбрали список необходимых работ, в том числе — укрепление многострадальной стены с обязательной гидроизоляцией, утеплением и облицовкой. Решение, как и полагается, отнесли в управляющую компанию.

— В нашем доме полно пенсионеров, но большинство — с высшим образованием, в законах разбираемся и свои права знаем, — с гордостью говорят жильцы. — На собрании по капремонту у нас была почти 100% явка! Каждый пункт обсудили, договорились о софинансировании…

Через некоторое время у подъездов появилось объявление от управляющей компании о скором начале капитального ремонта. В перечне жители не обнаружили и половины составленного ими списка работ, в том числе — и ремонта многострадальной стены. Это еще почему?

Стена-то одна, программ много

Директор УК заявил жителям прямо: денег на все не хватит, и он выбрал самые необходимые дому работы.

Жильцы пожаловались на такой произвол в районную администрацию, откуда пришло успокоительное и привычное: «Ваш дом включен в предварительный перечень многоквартирных домов Кировского района на проведение ремонта с целью предупреждения и устранения аварийных и чрезвычайных ситуаций на 2010 год».

— И никто ни слова не сказал о прямом попрании наших прав, хотя мы даже в прокуратуру обращались! — возмущаются члены инициативной группы. — Общее собрание решает одно, а управляющий самостоятельно выбирает отдельные пункты и просто информирует жильцов об этом.

В беседе с корреспондентом «НВ» директор управляющей компании ООО ЖКХ «Кировский» Василий Дягтерев дал несколько иное пояснение своим действиям: стена и не могла ремонтироваться во время капремонта.

— В списки таких работ включают ремонт коммунальных сетей и фасадов, но не укрепление деформированных стен. Это — статья другой программы — «Ремонт и укрепление аварийного жилья». Вот туда дом и пытаются включить все это время.

«Вредность так и прет»

Так отзываются друг о друге жильцы и сотрудники управляющей компании. Так, по словам управленцев, дом начали обследовать для предстоящего ремонта еще в 2009 году, как только на лицевом счету дома появилась необходимая для этого сумма. Однако в растянувшейся еще на два года «ремонтной одиссее», по их мнению, виноваты сами жильцы.

— К 2010 году все документы для включения дома в программу уже были на руках — сейчас бы ремонт шел полным ходом, — пояснила главный инженер УК  Людмила Чубенко. — Но инициативной группе жильцов не понравился сам принцип ремонтных работ, предложенных проектировщиками ООО «БТП», — «слишком пыльный». И они потребовали составить новый проект ремонта стены. То есть наши усилия, в том числе и финансовые, оказались впустую!

А вот жильцы восьми квартир, через которые и идут трещины на стене, с такой формулировкой первого проекта категорически не согласны. Они после стольких лет ожидания восприняли предложение проектировщиков как издевательство.

— Мало того, что они собирались всю стену изрешетить скобами, так еще и с внутренней стороны. Для этого нужно было полностью снять штукатурный слой до арматуры! — возмущаются они. — А стариков из квартир отселять или после косметический ремонт делать в квартирах и не подумали. Про утепление и гидроизоляцию стены вовсе забыли. Поэтому мы попросили найти новое техническое решение, которое бы не ущемляло интересы жильцов. Тем более нам они предоставили только заключение по результатам визуального обследования, о рабочем проекте или даже договоре на проектно-сметную документацию в тот момент и речи не было.

Инициативная группа взяла все в свои руки. Жители сами подобрали пять проектных организаций, которые могли бы сделать необходимое и по приемлемой цене, и отправили эти данные в ЖКХ «Кировский». Действительно, такой вариант вскоре нашелся: укрепить и утеплить стену действительно можно без особых неудобств для жителей. В конце 2010 года результаты полного обследования были уже на руках у жильцов и управляющей компанию. Но до настоящего времени рабочая документация на сам ремонт не заказана.

Вид стены изнутри и снаружи

Складывается ощущение, что жильцы дома и занятые в сфере ЖКХ организации и инстанции находятся в параллельных реальностях. Жильцы страдают, а со стороны их «противников» ситуация — в пределах нормы. Так, по данным проверки дома инспектором Госжилинспекции по РО в декабре 2010 года, здание находится в удовлетворительном состоянии. Выданное в этом же месяце заключение специалистов ООО «Ростовский промстройНИИпроект» обрисовывает иную ситуацию: «стена получила целый ряд строительных дефектов и разрушений, возможно обрушение участка наружной стены». По их мнению, причина тому — осадка грунтов из-за интенсивного замачивания: с западной стороны вплотную к наружной стене проходит транзитом теплотрасса, с северной стороны — водопровод, где периодически прорываются и затапливаются колодцы. А вот в управляющей компании заверили: дом в ближайшее время не развалится.

— Трещины уже несколько лет не увеличиваются, подвалы дома — в прекрасном состоянии: ни воды, ни тараканов.

…Им, конечно, виднее. Однако автор этих строк, заглянув в один из таких подвалов, сначала дико испугалась огромных «канализационных» тараканов, поэтому и вляпалась в лужу на полу подвала под улыбки членов инициативной группы дома. Им не привыкать, в такие подвалы спускаются постоянно: проверяют очередные работы по ремонту труб.

— Беда с ними. И так все стены рыхлые и мокрые, так рабочие то полиэтиленом прохудившуюся трубу заматывают, то «чопики» собираются ставить, — рассказывают они «сводку с фронта». — Угроза действует только одна: «акт приемки не подпишем, будете все переделывать за свой счет». Вот это — работает. Иногда. А предписанную обследованием ревизию всех внутренних и наружных водонесущих коммуникаций с устранением утечек делать, по ходу, и не собираются.

УК как заложник жильцов

Все сроки подготовки документов в программу по аварийному ремонту на текущий год уже вышли.

Жители как заказчики хотят самостоятельно определять, что им нужно сделать: какие конкретно работы провести, какие материалы использовать, и требуют реализации этого у исполнителя жилищной услуги. Однако этот упорядоченный ЖК РФ вариант взаимодействия клиентов и управляющей организации в данной ситуации почему-то не действует. В итоге жителям приходится требовать положенного в десятках жалоб, в том числе и президенту РФ. А управленцы  уже не скрывают своего раздражения от «неправильной» ситуации.

— Предлагаю им: уходите от меня, я вам все документы, все деньги с лицевого счета отдам, — прямо говорит руководитель УК Василий Дягтерев. — Сил моих больше нет! Мы считаемся достаточно успешной организацией, под нашим управлением более 60 домов, и таких «отношений» ни с кем нет.

Но в то время, когда жители других домов с многочисленными трудностями и десятками судебных решений вырываются из-под опеки управляющих компаний в ТСЖ, жильцы дома на Пушкинской, 197 этого категорически не желают.

— Мы не уйдем, пока не решим все свои проблемы, — уверенно говорит член инициативной группы Галина Петровна Х. — Кроме стены, у нас подвалы с коммуникациями внезапно оказались в частной собственности, полдвора захвачены гаражами. Хотят от нас избавиться — пусть сначала выполнят свои обязательства перед нами.

По словам юристов, работающих в сфере ЖКХ, с такими проблемами чаще всего сталкиваются жители неорганизованные, не имеющие на руках правильно заключенных договоров с управляющими организациями или же не предпринимающие никаких действий, кроме как устных жалоб по телефону. В описанной ситуации они советуют только одно: идти в суд. Все варианты досудебного решения этой проблемы жители уже испробовали.

P.S. К сожалению, мнение районных чиновников по этому вопросу автор этих строк за две недели бесплодных попыток узнать так и не смогла. По словам жителей дома, это — тоже привычная уже картина.