Живет себе собственник жилья, не тужит. Подумаешь, дом не новый — там отколупывается, здесь отходит. Одна проблема — в подъезд зайти неприятно: мусор, грязь, паутина, закопченные стекла.
В этом месте и начинаются приключения жильцов дома по улице Фрунзе. Месяц они понаблюдали за состоянием своих подъездов. Два. Чтото сами убрали, гдето помыли. А через полгода задумались, почему уборка в подъезде не производится, а оплата за нее в соответствующей графе квитанции на квартплату присутствует исправно.
И обратились они не куданибудь, а в свою управляющую компанию. Коллективно. Обратились, как положено, в письменной форме, в двух экземплярах, за подписью собственников 6 квартир. Так, мол, и так: звонки, жалобы результатов не дали, не убирает никто до сих пор пересчитайте, имеем право.
Ровно через месяц и два дня пришел ответ: «Уважаемые жильцы! На ваше обращение сообщаем, уборка в подъездах проводится регулярно. Вот и копии ведомостей по уборке, подписанные собственниками квартир вашего же дома, прилагаем. Посему перерасчет сделать и исключить из квитанции сумму за оказываемую услугу не можем. Права не имеем».
Жильцы, понятное дело, удивились: как услуга оказывается? А у нас что, галлюцинации коллективные? Мусор по углам мерещится. Присмотрелись повнимательнее к ведомостям этим. Оказывается, уборка в их подъездах в марте проводилась целых 8 раз, согласно бумагам. Прошлись по квартирам расписавшихся в ведомости. Те ничего не подписывали! Собственница одной из квартир, которая якобы удостоверяла факт уборки подъезда (если верить ведомости), вообще уже некоторое время проживает по другому адресу. В доме по Фрунзе живут ее родственники, и фамилия у них другая. А «подпись» стоит именно собственницы жилья.
Жанр «хождения»
Другие бы повозмущались и забыли, но собственники квартир дома по улице Фрунзе оказались деятельными. И не только написали в редакцию газеты «Наше время», но и обратились в прокуратуру Октябрьского района по факту подделки подписей, между прочим, уголовному преступлению, согласно 327 статье УК РФ.
Ровно через 6 дней из прокуратуры пришел ответ. Он был адресован не только заявителю, но и полковнику полиции, начальнику ОМ № 5 по Октябрьскому району Ростова Башкову С. Г. В нем заявителю сообщалось, что по факту подделки подписей он может самостоятельно обратиться в суд, а начальнику Октябрьского ОВД предписывалось назначить одного из своих подчиненных для разбирательства с этим делом. Ни через месяц, ни через полтора никаких вестей из Октябрьского ОВД так и не пришло. Мы сами решили обратиться туда, чтобы выяснить судьбу жалобы. Работники канцелярии ОМ №5, честно перерыв при нас реестр входящих писем, ответили: «Не поступало. Выясняйте в прокуратуре».
В прокуратуре мы пообщались и с помощником прокурора, который занимался нашим обращением, и с работниками канцелярии. Результат получился такой. Все необходимые мероприятия прокуратурой Октябрьского района по обращению были выполнены, и жалоба была направлена в ОМ № 5, о чем и сообщили заявителю. «Вышла» она из прокуратуры еще 20 мая вместе с нарочным.
Вооруженные этим знанием, мы вновь обратились в канцелярию ОМ № 5. Результат тот же не поступало. Нам предложили выяснить фамилию нарочного, который передавал в тот день документы.
В канцелярии прокуратуры нас приняли уже как родных и согласились помочь даже без уговоров. Разобрать фамилию, стоящую в книге исходящих документов, пытались втроем. Так и не получилось. Предположили, что по созвучию работники ОВД смогут определить, кто же всетаки забирал документы. Предположение оказалось неверным. Никого, чья фамилия хотя бы приблизительно напоминала начертанное в книге, среди своих сотрудников в канцелярии ОВД припомнить не смогли.
Получается, «вышла» жалоба из прокуратуры 20 мая вместе с нарочным, а до ОВД Октябрьского района так и не дошла. По дороге потерялась.
На вопрос, что же делать теперь: вновь писать в прокуратуру обращение или, может, заявление с просьбой повторно направить документы по нашей жалобе в ОМ № 5, нам в ОВД ответили: «А зачем? Все равно к нам направят. Пишите жалобу сразу у нас».
О «тварях дрожащих» и праве
Ситуацию, собственно, с уборкой подъездов мы попросили прокомментировать председателя межрегиональной общественной организации «Комитет защиты прав потребителей Южного федерального округа» Юрия Юрьевича Гусакова:
Только на основании письменного, пусть и коллективного обращения, произвести перерасчет управляющая компания действительно права не имеет. Формально уборка подъездов относится к категории «услуги». С товарами все проще не соответствует нормам или ГОСТу, значит некачественный, подлежит возврату. А вот, чтобы произвести перерасчет или просто вернуть деньги за некачественно предоставленную услугу, нужно еще доказать, что она некачественная. Это процедура довольно долгая и непростая. Для начала собственникам необходимо собрать общее собрание жильцов и большинством голосов решить, что платить за такую услугу они не хотят. Протокол собрания обязателен. Идеальный вариант пригласить и представителей управляющей компании. Чтобы тут же на месте донести до них решение общего собрания и совместно оценить качество предоставляемой услуги. Это самое главное. В случае с уборкой показателями ее низкого качества, конечно же, являются мусор, грязь в подъездах. Если представители управляющей компании и жильцы придут к одинаковому выводу уборка производится некачественно, они должны подписать соответствующий акт. И уже на основании него, а также протокола общего собрания жильцов компания может сделать перерасчет стоимости этой услуги, раз уж все согласны, что она ненадлежащего качества. Но обычно на встречи представители управленцев не приходят и тем более не подписывают такие акты. Поэтому весь этот процесс жильцам лучше проводить совместно с организацией по защите прав потребителей.
В управляющей компании дома на Фрунзе нам сказали, что в такие сложности впадать и не надо. Они люди открытые, доброжелательные, и чтобы произвести перерасчет, им достаточно только протокола общего собрания жильцов, в котором большинством голосов будет принято решение о перерасчете:
Непонятно, зачем они побежали к вам жаловаться? Не могли прийти к нам и обо всем договориться? Люди понасмотрятся телевизора и кажется им, что везде обманывают, а управляющие компании сейчас грязью только ленивый не поливает. Не хотят они, чтобы им оказывалась услуга по уборке подъездов их право. Но просто так произвести перерасчет мы права не имеем. Пусть принесут протокол общего собрания жильцов, мы пересчитаем и либо вернем им деньги, либо перенаправим средства в фонд содержания и ремонта этого дома. А такие ведомости уборки подъездов наш внутренний документ. На его основании мы выплачиваем дворникам и уборщикам зарплату. Есть подписанная ведомость значит, уборка производилась. Не можем же мы лично проверять все подъезды наших домов и опрашивать всех жильцов?
Получается, во всей этой истории и в конфликте жильцов с управляющей компанией, и в подделке подписей виновата «коварная» уборщица