«Застрять в лифте в такую жару врагу не пожелаешь, — поделился своими впечатлениями наш читатель Владимир, — сорок минут просидел в кабине, и за это время никто не отреагировал на мои призывы о помощи. Автоответчик говорил: «Вызов принят, ждите ответа». Но ответа не последовало ни разу! Было жарко. Дышалось трудно. Мне казалось: сейчас задохнусь».

Эта история закончилась благополучно. Владимира успели спасти. Но он — молодой, здоровый. Будь на его месте пожилой человек с не очень крепким сердцем и сосудами, все могло кончиться по-другому. Или нет?

— На пульте 30 лет дежурю. К счастью, ни разу не было случая, чтобы тем, кто застрял в лифте, стало плохо, — рассказывает Татьяна Дробышева, лифтер-оператор той самой лифтерской, которая отвечает за обслуживание дома, где живет читатель. — В тот вечер отключили свет. Застряло сразу три лифта. Вот и не успели прийти на выручку  так быстро, как обычно.

Обычно, по словам Татьяны, к человеку приходят через 10-20 минут после того, как он оповестил вызовом о том, что застрял. Сигнал из лифта поступает в лифтерскую и в диспетчерскую одновременно. Если лифтер на месте, он ответит застрявшему. Если не ответит лифтер, с человеком в лифте свяжется диспетчер (он же передаст и лифтеру сообщение по сотовому телефону о неполадке). Вызволять пострадавшего будут члены аварийной службы. Лифтер имеет полное право не совершать никаких действий с лифтом до приезда бригады. Однако Татьяна, например, ходит на вызовы и справляется с неполадками сама. Исключения составляют лишь те случаи, когда по голосу застрявшего понятно, что он, например, пьян. Тогда она дожидается приезда «аварийки».

— Почему тогда в лифте нашему читателю так никто и не ответил, и почему ему пришлось ждать вызволения чуть ли не час? — спрашиваю Татьяну.

— Отвечают всегда всем. Мы успокаиваем человека, рассказываем, что делать и как скоро его освободят. То, что не дали ответа, — исключение. Тогда отключили свет во всей округе. Мы обслуживаем 60 лифтов. В трех из них застряли люди. В смену работает только один человек, и аварийную машину нам могут прислать только одну, да и с самим лифтом обычно не меньше 20 минут приходится возиться. К тому же в темноте все делать тяжелее. Поэтому, естественно, на выручку пришли позже…

— Вам за смену много раз приходит сигнал о том, что в лифте застряли?

Раз-два, бывают дни — ни одного. Конечно, летом оборудование ломается чаще. Напряжение в сети низкое: включают кондиционеры, сплит-системы. К тому же лифты старые. Из тех 60, что мы обслуживаем, примерно сорока лифтам больше 25 лет. 

Однако в большинстве случаев, отмечает Татьяна, виновато в неполадках не старое оборудование, а те, кто его эксплуатируют. Например, в день, когда я с ней общалась, в лифте застряли женщина с двумя дочками и бабушка. Они рассказали, что вызвали лифт раньше, чем успели собраться, поэтому какое-то время женщина держала закрывающиеся двери. В итоге спустившись на пол-этажа, они застряли. Нельзя: задерживать закрытие дверей в лифте, раздвигать их, бить по ним, прыгать в лифте. Куда проще было бы и нашему читателю, если бы все его соседи по дому следовали элементарным нормам поведения. Но этого нет. В результате же Владимир оказался в лифте, где вентиляционное отверстие на потолке отчасти было залеплено жвачкой, а на полу высыхали остатки лужи, оставленной одним из «друзей человека»…

Однако теперь Владимир знает точно: паниковать при застревании в лифте не стоит, нужно терпеливо ждать ответа. На помощь обязательно придут.