В уходящем году произошло немало событий на поле битвы за качество и стоимость жилищно-коммунальных услуг. О результатах уже введенных изменений законодательства в сфере ЖКХ и нововведениях, которые только готовятся, беседуем с заместителем председателя Законодательного собрания РО Евгением ШЕПЕЛЕВЫМ.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
На мой взгляд, полгода действия последних изменений в Жилищном кодексе и в системе расчетов оплаты коммунальных услуг достаточно малый срок для того, чтобы говорить о кардинальном переломе ситуации. Хотя сделано в этом направлении немало, причем не только на федеральном уровне. В Ростовской области налаживается ситуация с газоснабжением приносит свои результаты областная программа. Решается вопрос с водоснабжением и электрификацией удалось в некоторых районах даже снизить тарифы.
Однако с другой составляющей ЖКХуслуг управлением жилым фондом до сих пор есть множество неразрешенных проблем. Здесь самое главное достижение: удалось дать право исполнительной власти влиять на работу управляющих организаций. Но те способы работы администраций со службами ЖКХ, которые мы так легко разрушили несколько лет назад, сейчас восстанавливаются с большим трудом. В настоящий момент единственный реальный вариант влияния на управленцев через судебное разбирательство забирать у них дома.
Каким образом теперь это возможно сделать?
По решению общего собрания жители могут обратиться в районную администрацию, где создадут комиссию. Эта комиссия проверит работу управляющей компании, изучит ее хозяйствующую деятельность. В случае необходимости обратится в надзорные инстанции, не поможет подаст в суд, чтобы лишить права управляющую компанию работать в данном доме. Управленцы должны осознать: им выгоднее сразу выполнять все требования своих клиентов.
Как часто районные власти пользуются своим новым правом защищать жителей?
Пока что по области было 16 подобных судебных случаев, причем в некоторых из них речь шла о нескольких домах. Это очень непростой процесс: в суде нужно доказать, что «неработа» УК принесла ущерб людям. Юристы только разбираются в применении новых изменений ЖК РФ.
Насколько усилились позиции самих жильцов?
У собственников появилось даже не право, а обязанность создавать советы дома при управляющих компаниях как аналог правления ТСЖ. Самый оптимальный вариант, уже обкатанный в некоторых управляющих компаниях: старшие по подъездам плюс один старший дома. Именно они должны контролировать работу УК, проверять все отчеты. Но мы видим: прошло полгода создалось только 20% таких советов. Конечно, отведенное время до июля следующего года еще есть, но зачем тянуть? Ведь с их помощью легче решать вопросы со снятием показаний по счетчикам, обращаться от имени всех жителей в надзорные инстанции, администрацию, решать конфликты через суд.
Еще анонсируя изменения в жилищном законодательстве, нам обещали усиление ответственности управленцев
Самое серьезное наказание, которое на данный момент можно применить к управляющей компании, устранение от управления домом. Изменения в КоАП по другим пунктам только обсуждаются. Административная ответственность сейчас предусмотрена лишь за нераскрытие информации: у каждой управляющей компании должен быть сайт, где в открытом доступе выложены все данные о тарифах, стоимости услуг и отчеты о проделанной работе.
А за прохудившуюся по халатности управленцев электропроводку или хронический мусор во дворе?..
К сожалению, ответственность за невыполнение обязательств, изза чего жители понесли материальный или моральный ущерб, может назначить только суд. Но, когда в ответ на жалобы мы предлагаем такой вариант, слышим: «О, опять в суд Это долго». Но кто же будет защищать ваши права, если не вы? Да, это очень долгий процесс, хотя жалобы подчас как под кальку. Но сейчас, повторюсь, в этом деле жителям обязана помогать районная администрация.
Есть ли сейчас четкие критерии для оценки деятельности УК?
В новой версии Жилищного кодекса упоминаются стандарты качества ЖКХуслуг, в том числе и управленческих. Однако такие нормативы пока только рассчитываются на федеральном уровне, их стоит ждать ближе к лету.
А хотя бы на уровне области можно создать минимальный перечень услуг по содержанию и ремонту общедомовой собственности, по которому бы жители могли оценивать работу управленцев?
Полагаю, этой работой нам как законодателям предстоит заняться в ближайшем будущем. Потребность в этом есть. У каждого собственника должна быть табличка, по которой он мог бы сверить, какие именно услуги ему оказываются, сколько что стоит и как часто должно выполняться. Причем и рассчитывать такие таблицы не нужно: почти год назад министерством ЖКХ области приказом № 19 был принят рекомендованный вариант договора с управляющей организацией, там же был рекомендованный минимальный перечень жилищных услуг. Но в течение года выяснилось: этим рекомендациям последовали единицы, а привлечь УК за несоответствие нормам практически невозможно. Да что тут говорить: у многих управленцев вовсе нет договоров с жильцами, а даже если и есть, то обязательный ежегодный отчет они предоставляют коекак Полагаю, стоит действительно от рекомендаций переходить к жестким требованиям.
Изменения жилищного законодательства люди в данный момент воспринимают неоднозначно. Есть ли моменты, с которыми не согласны донские законодатели?
Лично мне хочется доказать федеральным законодателям, что они не правы, оставляя те же «коэффициенты» по общедомовым потерям, лишь меняя начисление не по потреблению, а по квадратуре квартиры. Решать этот вопрос только собираются
Также непонятна в данный момент ситуация с так называемыми «агентскими договорами», которыми управляющие компании пытаются снять с себя ответственность за коммунальные услуги. Поправки в Жилищный кодекс РФ позволяют жителям рассчитываться напрямую с поставщиками коммунальных услуг, и после у УК голова не болит: не надо заниматься неплательщиками, решать споры по начислениям. Они полностью устраняются от этого, и законодательно это теперь разрешено! Но стоит же думать и о жильцах, не бросать своих клиентов.
Со стороны исполнительной власти нужна скрупулезная ежедневная работа по контролю таких моментов.
Не лекции читать управленцам, а проводить регулярный совместный разбор полетов с выяснением причин или поиском компромиссных выходов из конфликтов. И, главное, потом требовать неукоснительного соблюдения договоренностей.
Как бы вы в целом охарактеризовали обстановку в сфере ЖКХ Ростовской области?
По моему наблюдению, количество писем это показатель общей ситуации: чем меньше проблем, тем меньше и жалоб. За последние три года их количество увеличилось в три раза вот вам и оценка обстановки. Когда с январяфевраля введут новые квитанции, где будут не только показания счетчиков, но «общедомовые потери», количество жалоб увеличится в разы. Люди увидят, сколько ресурсов «теряется» в их сетях и сколько они должны оплачивать сверх меры поднимется волна возмущения!
В общем, проблем масса, но все равно заметно, что стали жить чуть лучше: медленно, но ремонтируются подвалы, проводятся капремонты
По словам Евгения Михайловича, чаще всего в Законодательное собрание приходят жалобы и требования. И очень мало предложений. Как конкретно исправлять ситуацию, что нужно менять в законах, постановлениях, правилах?..
Е. Шепелев готов рассмотреть все предложения наших читателей. «А мы подумаем, как их оформить законодательно, пообещал он. Можно обращаться прямо ко мне в приемную по адресу: Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, 24, каб. 214, тел. 8 (863) 2224683».