Аномальные холода уже ушли, но вроде как отопительный сезон еще никто не отменял. А батареи в квартире — чуть греют. «Да тепло у вас, — заявляет вызванный сантехник, не проходя дальше коридора. — Аварий на трассе нет, все в порядке. Это у вас из окон дует…». Знакомая картина?

Вот и задумываются жители, чем бы измерить температуру батарей и доказать: не в сквозняках дело?! Не градусник же к ней прикладывать…

Чем измерить

Самый распространенный «градусник» для батареи — инфракрасный пирометр. Принцип действия схож с лазерной указкой, он замеряет мощность теплоносителя. Бытовой пирометр стоит от 1.5 до 5 тысяч рублей. Более дорогие — цифровые или электронные термометры со специальным проводком или нашлепкой (от 5 тысяч рублей). Очень дороги даже не для покупки, а просто в аренду тепловизоры. Они делают разноцветную «картинку», где указывают, где какая температура в помещении. Тепловизоры обычно используют эксперты во время энергетического аудита всего дома.

Замеры подобных «градусников» имеют юридическую силу, если данные приборы состоят в Госреестре РФ. А это необходимо, ведь подобные показания вы можете предоставить… лишь в суде в качестве косвенной улики. Предъявить управленцам или снабжающей организации данные о температуре батареи вы не сможете.

Дело в том, что ни в одном нормативном документе не прописано, какая должна быть температура батареи. Обозначен лишь верхний предел и то в целях безопасности — чтобы не обжечься и не вызвать возгорание пыли. Мало того, даже сравнивать «горячность» батареи у знакомых в соседнем доме со своей — толку мало, ведь для каждого дома во время подготовки к отопительному сезону вырабатывается свой температурный график. Ведь может быть, что тот дом весь в щелях, а ваш недавно после энергосберегающего капремонта — ваши батареи будут куда холоднее (зачем топить больше нужного?).

Так что же измерять? Вы платите за отопление квартиры, вот воздух в квартире и нужно проверить: дотягивает ли он до нормативов? В постановлении Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг…» обозначены конкретные пределы. Температура в жилых помещениях должна быть не ниже +18° С (в угловых комнатах — не ниже +20° С), на кухне минимум +18° С, на лестничной клетке +16° С. Глубокой ночью (с 00.00 до 05.00) допустимо снижение температуры, но максимум на 3° С.

Процедура измерения

Допустим, ваш комнатный термометр показывает, что в комнате куда холоднее положенного. Но насколько надежен этот прибор и правильно ли вы измеряете температуру? Измерять температуру надо согласно ГОСТу 30494 ­96: на внутренней стене каждой комнаты квартиры на расстоянии одного метра от наружной стены и полутора метров от пола. И точным профессиональным поверенным прибором — обычный комнатный градусник может «брехать» на принципиально важные 2­30 С. Поверенный термометр обязан быть у техника или инженера управляющей организации.

Как оформить?

Итак, вы убедились: в квартире холодно, а значит коммунальная услуга «отопление» предоставляется вам некачественно. Обратите внимание: если у вас нет прямого договора с теплоснабжающей организацией (например, при независимом управлении многоквартирным домом), то все вопросы по качеству коммунальной услуги — к управленцам. Обращаемся в диспетчерскую УК или к председателю ТСЖ (можно по телефону).

Вы сообщаете полное имя, адрес проживания и причину обращения (предоставление услуги ненадлежащего качества).

В ответ вам сообщают время приема вашей заявки, фамилию принявшего заявку и регистрационный номер, присвоенный вашему обращению. Внимание: эти данные вы должны услышать, даже если ваш собеседник тут же расскажет вам о порванной тепломагистрали — ваше заявление должно быть зафиксировано в любом случае!

После этого сотрудник управляющей организации должен пояснить вам примерный срок исправление поломки (если такая есть) или договориться с вами о встрече с техником для проверки жалобы.

Пришедший специалист должен сделать на собственном оборудовании замеры воздуха квартиры (напомните ему, в случае забывчивости, про описанный выше ГОСТ измерения микроклимата в помещении). После чего — если вы оказались правы — составляется акт о недопоставке коммунальных услуг. Обязательно проверьте, чтобы в акт занесли именно ту цифру, которая будет на приборе.

— В акте о недопоставке коммунальных услуг указываются нарушения параметров качества, время и дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Он составляется в 2 экземплярах, один из которых передается жителю, второй остается в управляющей организации, — напоминают в департаменте ЖКХ Ростова­на­Дону. — Данный документ является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.

За время, которое температура не соответствовала нормативам, нужно требовать перерасчет. Для этого необходимо написать самим (!!!) заявление в обслуживающий вас информационно­расчетный центр (при отсутствии такого — заявление на имя председателя ТСЖ или главы УК) и приложить к нему копию акта.

Нарушения нормативов управляющая компания обязана исправить максимум за неделю. Как вы понимаете, о фиксации отдельным актом возобновления предоставления надлежайшей услуги должны позаботиться сами управленцы. Хотя не будет лишним им напомнить, что согласно действующему законодательству за каждый час несоответствия размер ежемесячной платы за тепло снижается на 0,15%. То есть сутки прохлады в квартире зимой уменьшат вашу оплату за тепло на 3.6%, чего бы вам там не насчитал общедомовой прибор учета тепла.

Кто поможет?

Разумеется, при таком раскладе управленцы могут активно сопротивляться измерениям и фиксированию реальных данных: а если весь дом решит перерасчет потребовать?

— Если житель и представитель управляющей организации не пришли к единому решению относительно качества услуги теплоснабжения, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления услуги теплоснабжения, — поясняют специалисты ростовского департамента ЖКХ. — На повторный замер надо пригласить сотрудников Государственной жилищной инспекции и представителей управления Роспотребнадзора по РО (вы ведь потребляете данную услугу). Результаты повторной оценки качества уже в присутствии надзорных органов фиксируются в акте.

Если же управляющая организация категорически отказывается от составления акта недопоставки услуги по теплоснабжению или вообще не реагирует на ваши жалобы и предписание инспекторов — обращайтесь с письменным заявлением в департамент ЖКХ и энергетики вашего города.

В чем причина?

Как уже говорилось, холодные батареи в холодной комнате — это проблема управленцев, они продают вам коммунальные ресурсы (приобретая их у теплоснабжающей организации на границе дома) и из­за неустоек деньги теряют. Но и вы — мерзнете. А ведь причин для прохлады в доме может быть несколько.

Чаще всего управленцы кивают на низкую энергоэффективность всего дома: щели, сколы облицовки, холодные подъезды… Как правило, тут они разводят руками, сетуют на старость/ветхость дома и намекают на необходимость утепления за дополнительную плату. Однако это указывает и на неправильно рассчитанную необходимую тепловую нагрузку для текущего состояния данного дома (со временем она изменяется от проектной и должна пересчитываться). Или, как вариант, во время подготовки к отопительному сезону управленцы просто схалтурили при промывке системы, что при регулярном попустительстве грозит полным выводом из строя отопительных стояков. Но куда чаще холодные батареи являются следствием плохо отлаженной системы теплоснабжения дома, где неутепленные трубы обогревают улицу, а не квартиру.

А иногда бывает, что и нагревать­то нечему, хотя из котельных вода выходит с положенными показателями. Зафиксировать недогрев (точнее, «недонос») теплоносителя позволит общедомовой узел учета тепла, в архиве которого в обязательном порядке фиксируется температура входящего и исходящего потоков. Представители жильцов имеют полное право присутствовать при внеплановой проверки показаний счетчика и пригласить на это мероприятия сотрудника Госжилинспекции. Ведь это их касается в первую очередь — кому охота платить за холодные батареи?