О потерях коммунальных ресурсов и проблемах, связанных с ними, говорят так много, что на жалобы жильцов обращают уже все меньше внимания. Есть потери, их надо оплачивать, чего уж там… Смиритесь! Но каждый месяц, да еще и по нескольку раз — когда владельцам квартир приносят счета за потребленные услуги, тема всплывает вновь и вновь. Потому что потери то падают, то растут, то исчисляются по-новому, то начисляются ошибочно, то оплачиваются по-другому… Словом, поговорить всегда есть о чем.

О потерях коммунальных ресурсов и проблемах, связанных с ними, говорят так много, что на жалобы жильцов обращают уже все меньше внимания. Есть потери, их надо оплачивать, чего уж там… Смиритесь! Но каждый месяц, да еще и по нескольку раз — когда владельцам квартир приносят счета за потребленные услуги, тема всплывает вновь и вновь. Потому что потери то падают, то растут, то исчисляются по-новому, то начисляются ошибочно, то оплачиваются по-другому… Словом, поговорить всегда есть о чем.

Коллега увидела себя в «черном списке» должников по электроэнергии, вывешенном в подъезде. Неприятно и стыдно, тем более что несколько дней назад она разбиралась со своими «долгами», которые ей постоянно присылали, выяснила, что ничего не должна, потому что платит регулярно, и успокоилась. Но не тут-то было!

Женщина вновь перезвонила в организацию, занимающуюся сбором платежей, и там ей сообщили, что, оказывается, она все-таки должна четыреста рублей — за «потери». Что ж, она уже почти собралась пойти и оплатить их… когда спустя пару дней после появления списка ей пришла очередная квитанция. И там уже значился долг в тысячу сто рублей. Вновь надо ехать или звонить, выяснять, что же случилось за те два дня, что она не общалась с расчетным отделом компании-поставщика?

Среди народа ходит устойчивый слух — если стойко не платить за «потери», то их и начисляют меньше. Если «потери» регулярно оплачивать — они будут расти с каждым месяцем. Любой расчетный отдел опровергнет такие домыслы. Но… в каждом слухе есть доля правды.

Все той же коллеге, которая постоянно оплачивает потребленную электроэнергию и постоянно оказывается в долгах, в расчетном отделе напрямую объяснили, что «потери» складываются не только из глобальных потерь в проводах, но и из неплатежей должников — собственников жилья. Но сетовать на это не стоит. Как только соседи заплатят, потребление энергии пойдет со знаком «минус», и потери станут вовсе не потерями, а, напротив, прибылями. Правда, случается такое, увы, нечасто. Странное объяснение, не находите? Неофициальное, конечно же.

С водой все обстоит по той же схеме, только еще сложнее. Дело в том, что электрические счетчики есть у всех, а вот водяные — только в некоторых квартирах. Остальные платят «по норме». Норму они могут недобирать, могут превышать… И если не так давно «потери» распределялись между жильцами дома, у которых есть счетчики, то сейчас они уже распределяются между всеми, а в будущем, как говорит всезнающий народ, наоборот, будут распределяться только между теми, у кого счетчиков нет.

Самое примечательное в начислении потерь то, что их мало кто видит. Старший по дому, если он человек ответственный, присутствует при снятии показаний с общедомового счетчика, на основе которых и рассчитывают потери. Но перед каждым жильцом он, естественно, не отчитывается, да и сам может чего-то не понять. Каждую квитанцию он проверять точно не станет. Поэтому как разбиваются потери на квартиры, какой будет сумма поквартирных потерь, ведает только расчетный отдел ресурсоснабжающей организации. Все в его власти! А если вдруг выясняется, что потери начислены несколько не так… Ну, проблема пересчитать, что ли? Вам лично пересчитают. Остальным — вряд ли.

Ресурсоснабжающие организации не устают повторять, какие убытки они несут ежемесячно. При этом, как ни удивительно, они все-таки ухитряются сводить концы с концами. Да что там — большинство компаний живет припеваючи. Платят хорошие зарплаты и премии сотрудникам, строят новые здания, покупают технику. Печально известная «Донская водная компания» так вообще содержала несколько газет, которые совершенно бесплатно распространяла приличным тиражом. Надо ведь еще и формировать положительный имидж компании! И денег на это не жаль.

А ведь потери, к слову сказать, заложены и в тарифе, утвержденном для ресурсоснабжающих организаций. Конечно, это не те потери. Но ведь тоже потери! Человеку, далекому от коммунальных служб, разобраться почти невозможно.

И все же люди хотят знать. Плательщики не столько возмущаются тем, что нужно платить за прохождение электричества по проводам внутри дома или за утечку воды в подвале (хотя и это сильно раздражает), сколько тем, что совершенно непонятно, откуда берутся те или иные цифры. Непрозрачность счетов, обобщение долгов — одна из главных претензий к поставщикам услуг.

Так, может, все-таки стоит поднапрячься и объяснить людям, сколько и за что они платят? Свою газету учреждать для этого, пожалуй, не стоит. А вот проявлять больше открытости и печатать подробные счета не помешало бы. Да, при плохих раскладах, когда несколько сотен жильцов сразу не заплатят вовремя, можно и без премии за выполненный план остаться. Зато честно. Разве дело того не стоит?