Об отопительной системе своего дома председатель ТСЖ «Чехова 6-8» в Ростове Николай Николаевич Д. может рассказывать часами: это экспериментальная установка, созданная при строительстве дома в рамках сотрудничества «Ростовоблгаза» и немецкого концерна «Рургаз». «Таких в России было построено в середине 90-х всего пять — как демонстрационные. Причем сейчас действуют только три, — поясняет он. — Система надежная, но к ней нужен особый подход. Именно из-за этого и возникла проблема…».

С началом отопительного сезона в этом году уникальная теплосистема дома осталась без работы: МУП «Теплокоммунэнерго» отказалось включать придомовую котельную. По мнению председателя ТСЖ, не «запускают» его дома из-за долгов. Еще с прошлого года у ТСЖ и «Теплокоммун­энерго» тянется спор по поводу начислений: ресурсники выставляют дому куда больше, чем ТСЖ собирает с жильцов по нормативам.

— По идее, суммы счетов должны сходиться, но каждый месяц у нас образовывалось по 20-30 тысяч долга, — показывает расчеты председатель ТСЖ. — Погасить не смогли — теперь тепло не пускают, люди мерзнут. Что делать?

А вот по словам начальника теплового района № 6 по Ростову-на-Дону МУП «Теплокоммунэнерго» Владимира Данильченко, причина в другом: ТСЖ не выполнило стандартный перечень мероприятий по подготовке к отопительному сезону, обязательный для всех многоквартирных домов. Также в выданном еще весной предписании было несколько пунктов конкретно по этому дому: составить проектно-техническую документацию на систему отопления, установить запорную арматуру для опрессовки и промывки, назначить ответственного за эксплуатацию отопительной системы. Подтверждений выполнения означенных работ ресурсники так и не получили, поэтому акт готовности дома, заверенный лишь председателем ТСЖ, подписывать отказались.

— Ответственность за подготовку домов к отопительному сезону несет районная администрация, — пояснили в «Теплокоммунэнерго». — О ситуации с этим домом мы информировали еще в августе, ответа так и не дождались. Однако если нам подтвердят готовность дома — запустим котельную в течение часа.

На заверения председателя ТСЖ Николая Николаевича (он же — оператор придомовой котельной, принадлежавшей «Теплокоммунэнерго») о полной готовности дома к началу отопительного сезона ему предложили продемонстрировать это мастеру участка. Обычно такие заявки оформляются за три дня, но так как ситуация экстренная — тепло в доме должно было появиться две недели назад — мастер Надежда З. прибыла на освидетельствование в этот же день. К сожалению, разрешению проблемы это не способствовало: некоторые профилактические работы выполнить было технически невозможно из-за конструкции системы, другие Николай Николаевич проводить отказывался.

— Это медные трубы, отшлифованные до 18-го класса! Там не может возникнуть мусор, а вот гидравлическая промывка системе только навредит, — практически умолял мастера Николай Николаевич. — А для опрессовки нужно врезать запорную арматуру — это испортит целостность системы, туда вообще лишний раз вмешиваться не надо.

На аргументы мастера о необходимости плановых работ даже на уникальных отопительных системах и замечания о том, что за годы эксплуатации вмешательства все-таки уже были — врезали узел учета тепла, жители меняли батареи — председатель ТСЖ пускался в технические споры. Но хоть как-то подтвердить свои слова не мог — кроме рекламного буклета, никакой документации на систему отопления в ТСЖ нет. Проспорив около часа, мастер так и не подписала акт готовности: «Такую ответственность я на себя не возьму».

А как дом проверяли и «запускали» в прошлые годы?

Конкретного ответа на этот вопрос получить так и не удалось. По словам ресурсников, «раньше они хоть что-то делали», а вот Николай Николаевич — страж и оператор отопительной системы дома с момента ее существования — уверял: так «придирались» впервые. Не смогли пояснить это и в районной администрации. По мнению недавно вступившего в свою должность замглавы Кировского района Владимира Панова, такое отношение к подготовке дома к отопительному сезону недопустимо, но как решался вопрос при его предшественнике — не знал.

Удивительно и то, что за несколько недель противостояния ТСЖ с ресурсоснабжающей организацией председатель ТСЖ впервые пришел в районную администрацию лишь в сопровождении журналиста — а ведь только здесь и мог решиться непростой вопрос с освидетельствованием готовности системы отопления дома. К слову, во время беседы выяснилось, что ТСЖ «Чехова 6-8» именно в этот день была выделена субсидия на погашение задолженности перед «Теплокоммунэнерго» — и вопрос как-то решился сам собой. Председателю пообещали провести проверку в щадящем для системы его дома режиме, он в свою очередь согласился не препятствовать и в дальнейшем выполнить все требования теплоснабженцев.

Через день после этой беседы, 4 ноября, после суток каких-то уже «бумажных» согласований жильцы дома № 6-8 по ул. Чехова, наконец, смогли согреться.

…Хоть и уникальна отопительная система у Николая Николаевича, эта ситуация достаточно типична и периодически проявляется во время «запуска» домов в начале отопительного сезона. Насколько качественно проходит подготовка домов к зиме (особенно, если существуют проблемы с управлением дома) — вопрос открытый. Но факт: по стечению обстоятельств, часто такие проблемы обнаруживаются именно в домах, имеющих задолженность за прошлый отопительный период. В министерстве ЖКХ, куда мы обратились за комментарием по поводу расчетов, подтвердили: если дом не оснащен узлом учета, расхождений между выставляемым на дом счетом за тепло и суммой назначенных по нормативам платежей собственников быть не должно — такие вопросы необходимо решать с помощью жилинспекции и РСТ, в крайнем случае — в суде. А вот проверить, существует ли взаимосвязь между «незапуском» дома и долгами, может Управление антимонопольной службы РФ по Ростовской области. 

В случае конфликтной ситуации с ресурсоснабжающей или управляющей организацией жители имеют право обратиться за помощью в отдел ЖКХ районной или муниципальной администрации — этот вопрос как раз в их компетенции. В Ростове­на­Дону пожаловаться на качество отопления (или на его отсутствие) можно по телефону городского диспетчерского центра 05 или же по телефонам «горячей линии»:

— Ворошиловский район — (863) 235­11­11;

— Железнодорожный район — (863) 222­45­70;

— Кировский район — (863) 262­05­63;

— Ленинский район — (863) 240­20­07;

— Первомайский район — (863) 252­31­32;

— Пролетарский район — (863) 251­12­00;

— Советский район — (863) 222­45­72.

Разрешить спорный вопрос вам помогут в жилищной инспекции РО (телефон вашего территориального отделения можно узнать по номеру (863) 253­45­60), в случае явного злоупотребления положением монополистом — в управлении антимонопольной службы (863) 263­31­04.

Также в случае проблем с отоплением за помощью можно обратиться по телефону «горячей линии» министерства ЖКХ РО: (863) 240­13­79.