Министерством трех сред» можно с полным правом назвать областной минтранс. Его глава — заместитель губернатора Дживан Вартанян — считает, что, реализуя масштабные инфраструктурные проекты по автомобильному, воздушному и водному сообщению, возглавляемое им ведомство активно способствует решению важнейших социально-экономических задач.

В самом деле: ведь одно только строительство Южного хаба позволит не только резко интенсифицировать воздушное сообщение в регионе, но и создаст около 20 тысяч новых рабочих мест. То же можно сказать и о проекте Ростовского универсального порта, и о ряде других начинаний в донской транспортной отрасли, которые сегодня у всех на слуху.

А на реализацию программы строительства и ремонта донских дорог в следующем году планируется выделить 13 млрд. рублей. Это колоссальная сумма, и пойдет она на создание новых сельских дорог с твердым покрытием взамен существующих «грунтовок», ремонт мостов и наращивание сети объездов.

В числе последних объектов Д. Вартанян назвал южный обход Красного Сулина, 30-километровый Тарасовский обход на трассе М-4 «Дон», который должен быть сдан в следующем году, а также реконструкцию участка трассы М-23 вблизи Таганрога. Но это только часть задач, которые предстоит решить донским дорожникам.

— Сейчас очень загружена дорога от Новочеркасска до Ростова. Расширяй ее хоть до восьми полос — не поможет, — заметил, говоря о новых дорожных проектах, Д. Вартанян. — Поэтому начаты предпроектные проработки глубокого обхода Аксая…

Существенные изменения претерпит и дорожная сеть на селе. Здесь все больший удельный вес приобретут дороги шириной 4,5 метра. Появление таких дорог поможет, по мнению заместителя губернатора, урегулировать напряженную дорожную ситуацию, в частности, в Родионово-Несветайском районе. На цели глубокой реконструкции тамошней дорожной сети — а по существу, воссоздания этой одной из старейших на Дону системы автодорог — в район направят около 300 млн. рублей.

К глубокой реконструкции можно отнести и то, что предстоит сделать с главным мостом Ростова — Ворошиловским. По словам Д. Вартаняна, речь, по сути, идет о строительстве нового мостового перехода. Подобно тому, как реконструируется сегодня старый Аксайский мост. Что же касается моста в створе Ворошиловского проспекта, то:

— Подходит к концу экспертиза проекта, и мы надеемся в следующем году начать его реализацию…

Непосредственно областной власти и конкретно минтрансу предстоит заняться проектированием и строительством дорожной инфраструктуры в районе будущего аэропортового комплекса. Наряду с этим будет продолжаться реконструкция ныне действующего аэропорта.

— Уже завершается процедура передачи его в федеральное имущество, — заметил в этой связи Д. Вартанян. — В дальнейшем аэропорт будет эксплуатироваться. Но к чемпионату мира по футболу нам нужно полностью отстроить Южный хаб…

Другой амбициозный транспортный проект — ростовское метро — так жестко к Мундиалю привязывать не стали. Заместитель губернатора повторил свою известную позицию: надо работать над проектом метрополитена, ждать соответствующего федерального закона, регламентирующего создание метро, а следом за ним и появления соответствующей федеральной целевой программы.

Ничего принципиально невыполнимого в идее ростовского метро, по мнению Д. Вартаняна, нет, но решать эту задачу нужно последовательно и общими усилиями:

— Ростов — столичный город и не нуждается в чрезмерной опеке. Но надо, чтобы он более активен был. По крайней мере, там, где дело касается решения его транспортных проблем…

Это касается и наведения порядка на центральных магистралях города, сегодня больше напоминающих стихийные парковки, и более серьезного подхода к пуску городской электрички. Очередная попытка ее введения, как известно, провалилась. Д. Вартанян, целиком поддерживая идею, настаивает на ее более вдумчивой реализации:

 — Надо, чтобы электричка полноценно работала. Но нужна разъяснительная работа, нужно более четкое расписание. Надо привести в надлежащее состояние остановочные площадки. И обращение такой электрички должно быть синхронизировано с работой городского автотранспорта. Я имею в виду перехватывающие маршруты…

Что касается обычных пригородных электропоездов, то все разговоры об их снятии — не более чем слухи:

 — У донского правительства с железнодорожниками достигнуто полное взаимопонимание в этом вопросе…

Другое дело, что тарифы будут продолжать расти, стремясь к экономически обоснованным величинам. Компенсироваться проезд будет только льготникам. Весь вопрос в том, насколько приемлем такой курс окажется для населения…